Занятие «Шестиногие малыши» составлено для детей средней группы в соответствии с программой «Зерек бала».
Представленная разработка занятия является авторской, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Формирование представления о насекомых, их характерных признаках, поведении, среде обитания.
Задачи:
- образовательные: уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни).
- развивающие: развить внимание, мышление.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались качества: любознательный, внимательный, активный, эмоционально- отзывчивый, овладевший средствами ИКТ.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод ( компьютерная презентация), наглядно- практический (игра «Сложи картинку», пальчиковая гимнастика «Насекомые»), словесный метод (беседа о насекомых), прием эмоциональной заинтересованности (спасти насекомых), игровой прием(проблемные ситуации).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, улыбнуться друг другу.
-Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие.
Воспитатель вместе с детьми друг за другом оправляются в путешествие по тропинке. Дверь в игровую комнату оформлена мишурой. Воспитатель предлагает пройти через эту волшебную дверь.
Входят в игровую комнату. Воспитатель читает загадку:
***Он работник настоящий
Очень, очень работящий
Под сосной, в густом лесу
Из хвоинок строит дом?
Дети: Муравей.
Воспитатель на экране показывает изображение муравья. Одевает на голову шапочку изображение муравья. (слайд №1,2 муравей- құмырсқа)
Общается с детьми от имени муравья.
-Здравствуйте дети, я Муравьишка, приглашаю вас в мою волшебную страну.
Злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны, сделала их невидимыми. А расколдовать моих друзей могут только добрые дети.
Сообщение темы занятия.
М. -Дети вы поможете мне? Тогда садитесь и попробуйте отгадать загадки.
Дети, проходят, рассаживаются за стол. Воспитатель загадывает загадки и если отгадка верна, показывает слайд с изображением насекомого. Дети называют насекомого на русском и казахском языке.
Загадки о насекомых.
***Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать их хотел
Он вспорхнул и улетел. (Слайд №3 бабочка - көбелек)
***У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза
Называют ее …(Слайд №4 стрекоза - инелік)
***Сок цветов душистый пьет
Дарит нам и воск и мед
Людям всем она мила
А зовут ее …(Слайд №5 пчела- ара)
***Летит пищит
Ножки длинные тащит
Случай не упустит
Сядет и укусит. (Слайд №6 комар - маса)
***Всех жуков она милея
Спинка алая у ней
А на ней кружочки - черненькие точки. (Слайд№7 божья коровка)
***На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. (Слайд №8 кузнечик - шегіртке)
М. -Молодцы ребята! С первым заданием вы справились. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, пчелу, комара, кузнечика, божью коровку?
Дети: Насекомые - құрт -құмырсқа.
М. – Совершенно верно.
Беседа о насекомых.
М. -А кто такие насекомые вы знаете?
Дети: Это самые маленькие существа на нашей планете.
Воспитатель показывает схему- модель насекомого. Предлагает рассмотреть изображение и ответить на вопрос.
М. -Давайте посмотрим на модель – схему насекомого. Из каких частей оно состоит?
Дети: Голова, усики, 4 крыла, 6 лапок, туловище.
М. – Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: Чтобы летать с одного места на другое.
М. – Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомым для жизни?
Дети: Им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы…
М. –Ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: Можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки.
М. – Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые. А скажите, каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: Мухи, комары.
М. – А чем вредны мухи?
Дети: Мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
М. – В то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: Лягушки.
М. – Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: Она такая же красивая, разноцветная.
М. –Ребята скажите, можно ли трогать насекомых, приносить их домой?
Дети: Нет.
М. -Почему?
Дети: Могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
М. –Насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.
Воспитатель предлагает детям встать из-за стола и поиграть со своими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика. «Насекомые».
Быстро пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)
Насекомых называем: (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)-
Бабочка, кузнечик, муха
Это жук с зеленым брюхом
А кто же тут пищит?
Ой, сюда комар летит (прячем руки за спину)
Не кусай комарик мой (грозит указательным пальцем)
Мы уже идем домой (маршируют на месте)
После игры воспитатель вместе с детьми проходят к следующей зоне игровой комнаты.
М. -А теперь посмотрите на экран.
Дидактическое упражнение «Угадай насекомое».
На экране появляются различные части тела насекомых, по которым дети должны угадать, кто там спрятан.
На экране появляется часть изображения (слайд №9), если дети угадывают насекомого, воспитатель показывает следующий слайд №10 с правильным ответом. (муравей - құмырсқа).
М. - Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами.
Д.игра «Четвертый лишний»
(на экране четыре картинки, надо найти лишнею).
М. -Посмотрите внимательно и определите кто здесь лишний? Почему? (слайд №17, №18, №19)
Воспитатель показывает слайд с изображением. Ребенок сам выбирает, что лишнее и нажимает на это изображение, если ответ верен, то он переходит на следующую страницу слайда и выбирает дальше. Если ответ будет не верным, то он не перейдет на следующую страницу слайда.
М. -Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель вместе с детьми встает из-за стола и выполняет физкультминутку.
Физкульминутка «Стрекоза».
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Воспитатель предлагает детям пойти дальше по тропинке и подойти к столу. На столе лежат карточки.
М. – Посмотрите, злая Стужа перемешала все карточки, вам нужно правильно составить их.
Игра: «Сложи картинку» (картинка насекомого, разрезанная на 4 части).
Дети складывают изображение насекомого, когда изображение будет собрано
Воспитатель предлагает подойти к ней. У воспитателя в руках коробочка, в которой игрушки модели- насекомых. Каждому ребенку раздается игрушка.
М. – Молодцы! А теперь подойдите ко мне (показывает коробочку).
Ребята вот здесь лежат насекомые, которых спрятала и заморозила Стужа. Нам нужно их отогреть (положить каждому игрушку – аналог).
Игра на развитие диафрагмального дыхания (набрать побольше воздуха в рот не надувая щек, округлить свои губы и вытянуть вперед, подуть на насекомого, не прерывая своего дыхания).
Потом дети уносят насекомых на поляну. Каждый ребенок садит на полянку своего насекомого.
М. -Молодцы, ребята! Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых! Воспитатель показывает слайд с изображением поляны с насекомыми (слайд№12).
- Большое вам спасибо. Я очень рад, что вы спасли моих друзей.
Вы добрые, заботливые дети. Я думаю, что вы никогда не будите обижать насекомых, а увидев на улице, просто понаблюдаете за ними. А теперь вам пора возвращаться домой.
Воспитатель вместе с детьми по тропинке через волшебную дверь возвращаются назад.
Литература:
О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Энциклопедия «Насекомые»
«1000 загадок» пособие для родителей и педагогов.
Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг»
Vik.relf.ru
www.yandekx.ru (картинки насекомых)
maam.ru
Пояснительная записка
Занятие «Шестиногие малыши» составлено для детей средней группы в соответствии с программой «Зерек бала».
Представленная разработка занятия является авторской, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Формирование представления о насекомых, их характерных признаках, поведении, среде обитания.
Задачи:
- образовательные: уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни).
- развивающие: развить внимание, мышление.
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались качества: любознательный, внимательный, активный, эмоционально- отзывчивый, овладевший средствами ИКТ.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод ( компьютерная презентация), наглядно- практический (игра «Сложи картинку», пальчиковая гимнастика «Насекомые»), словесный метод (беседа о насекомых), прием эмоциональной заинтересованности (спасти насекомых), игровой прием(проблемные ситуации).
Занятие проводилось с группой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение отправится в волшебную страну на помощь насекомым. Дети отгадывают загадки, называют насекомых.
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (Злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны). Во время образовательного деятельности дети отвечают на вопросы, собирают карточки, рассматривают схему- модель насекомого. В середине занятия проводится физминутка, соответствующая тематике занятия. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.
В процессе образовательной деятельности воспитатель создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания. На занятии прослеживается реализация личностно- ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
На заключительном этапе дети справляются с поставленной задачей и спасают насекомых.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель достигнута.