Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.
Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Семья, как субъект экологического образования»»
Консультация для педагогов
«Семья, как субъект экологическогообразования»
Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.
Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально – экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.
Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении. Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Самыми актуальными в этом направлении, возможны, следующие формы работы с родителями:
Консультация.
Круглый стол «Сбережем родную природу».
Поведение в группе выставки поделок детей из природного материала.
Проведение родительского собрания.
Беседа.
Направления работы:
Повышение социально – экологической культуры родителей;
Знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
Включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально – экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Консультация
Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Тема консультации (например) «Ребенок и животные». На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда в доме живут животные (птицы, собаки, кошки, черепахи, хомяки). В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с животными, наблюдения за ними и созданию необходимых условий. Общение - это разговоры во время прогулки, игра, несложная дрессировка. Наблюдения за тем, что и как делают, почему так себя ведут животные – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого существа в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться. В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о животных воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание само сущности живого.
Круглый стол
( например, на тему «Сбережем родную природу».)
Предложите обсудить следующие вопросы:
- оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
- оказывает ли общество влияние на природную среду?;
- может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?
Возможно включение педагогических ситуаций. Дети могут показать небольшой концерт на тему: «Русская природа». Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально – экологических представлений у детей среднего возраста.
Выставка поделок детей из природного материала.
Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала. Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); лучшие поделки поощрять призами, т. е. включить элемент соревнования.
Дети должны использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие, которые оцениваются по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждаются призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).
Таким образом, мы увидим, что активная включенность родителей в работу детей даст положительные результаты.
Родительское собрание.
Вынесите на родительское собрание одну из важнейших тем «Формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста начинается в семье». Цели собрания могут быть следующие:
Обсуждение с родителями проблемы формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи, проблемы положительного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе, проблемы формирования этого отношения в семье.
Создание условий для переосмысления родителями необходимости формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
Обеспечить привлечение родителей к активному участию в обсуждении проблемы.
В беседе следует акцентировать внимание на актуальность и значимость социально – экологического воспитания детей в настоящее время. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Так же на собрании необходимо раскрыть, как интерес и дела взрослых, связанные каким – либо образом с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа на нем. Объясните родителям, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги, игра также могут стать средством приобщения детей к природе, так же о важном воздействии на формирование социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста телепередач о природе. В конце родительского собрания подведите итог, на котором может быть определена задача, стоящая перед родителями и педагогами – проведение специальной работы по формированию социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Но полноценное проведение этой работы становиться возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и детского сада , через различные формы работы: беседы, выпуск газеты, акции.