Просмотр содержимого документа
«"Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей"»
«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников.
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Работая в этом направлении мы стараемся сформировать у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываем уважительное отношение к семье, знакомим со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширяем знания о родственных связях, родословной, способствуем к активному участию в хозяйственной деятельности семьи.
Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья.
Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас в группе празднуется Рождество и Пасха. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи, поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей.
Большой интерес и активное участие проявили родители в творческих проектах «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Мой ребёнок с самых пелёнок».
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла. Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня»!
На первом этапе мне помогли такие нетрадиционные формы работы семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия. Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции мы получили музыкальный альбом включающий колыбельные песни на родном национальном языке (русские, украинские, татарские и др.), и при укладывании детей на дневной сон я спрашивала деток, чью песенку мы сегодня будем слушать? Эта акция помогла мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, укрепить национальное единство. Другая акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фото рассказов, в итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения к каждой национальности.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Нетрадиционная форма работы с семьей "Родительская почта" также помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс, обратиться за помощью. Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект «Генеалогическое древо». После моей консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа». Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В практике духовно-нравственного воспитания я также использую и Традиционные формы работы с семьей:
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Мною было проведено родительское собрание «Я – семья – род – народ!». Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья».
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. В октябре прошел фольклорный праздник «Осенняя ярмарка», вовлекший всех гостей участвовать в осенних обрядах казачества, праздник закончился ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. Ежегодно проводятся фольклорные праздники «Масленица раздольная», «Пасхальный перезвон».
Праздник «Мой папа самый лучший!» (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии). Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек. Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников. Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России.
Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом». Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Очень помогают мне наглядно - информационные формы работы:
1.Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно- нравственному воспитанию.
2.Фотовыставки- «Многонациональный Пермский край», «День города в нашей семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы показала мне, что она пользуется у родителей популярностью. 3. Библиотека для родителей. Я даю рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаю для чтения детям.
4. В своей работе использую информационные буклеты в помощь родителям. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители помогли в оформлении альбомов по духовно- нравственному воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое кольцо России», «Рода войск», «Символика РФ», «Великие полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин», «Обмундирование воинов», «Семья», «Профессии», «Праздники России».
Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.