Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие и умственное развитие ребенка.»
Игры - занятия с детьми раннего возраста.
Первый год жизни.
При воспитании маленьких детей традиционно почти всё внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша, прогулок. Во время бодрствования ребёнка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно , нет . Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.
Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений -- гуканья, оживлённых движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребёнка на живот—это укрепляет мышцы , а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.
Ребёнок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир -- лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребёнок устаёт всё время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.
Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребёнка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правила - не делать за ребёнка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача -- научить ребёнка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию.
Здоровый ребёнок первых трёх месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут.
Чем же занято время малыша? Помимо кормления, обычно длится 10 – 15 минут, купания, туалета у ребёнка остаётся свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для начала сенсорного воспитания.
Прежде всего надо выделить специальное место для бодрствования ребёнка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван –кровать, но ни в коем случае не кроватка ребёнка, в которой он должен спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребёнок, как правило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.
Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребёнку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находиться за головой ребёнка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещённую обстановку.
Современные психолого- педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребёнка раннего возраста.
Современные психолого- педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях ребёнка раннего возраста.
При целенаправленном обучении двухнедельный ребёнок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и жёлтый и т.д.
Малыш в возрасте одного месяца по –разному реагирует на весёлую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при весёлой мелодии: затихает при грустной и оживлённо двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.
Современное начало деятельности всех чувств ребёнка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.
Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводят игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.
Игры с ребёнком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребёнка ничто не беспокоит.
7 – 9 дневный ребёнок бодрствует очень мало, но и эти небольшие промежутки необходимо показывать малышу разнообразные игрушки.