kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсорное воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное воспитатание направленое на то, чтобы научить детей полному, точному 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное воспитание»

Cенсорное воспитание младших дошкольников

Начало формы

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является основой умственного развития ребенка, залогом его успешного обучения в школе, а также необходимо для многих видов профессиональной деятельности человека.

 

К трем годам малыш способен включиться в совместную игровую или практическую деятельность с взрослым. Вам нужно так строить игры-занятия, чтобы упражнения по ознакомлению с цветом, формой и величиной предметов были интересны и привлекательны для ребенка. Этого можно достигнуть с помощью особого рода обучающих игр, называемых дидактическими. В таких играх малыш имеет возможность проявить активность и самостоятельность, выполняя привлекательные игровые действия с красочными дидактическими материалами. Одновременно он приучается действовать по правилам, заложенным внутри игры. Таким образом, играя вместе с взрослым, ребенок «учится» незаметно для себя.

Очень большое значение имеет стиль взаимодействия взрослого с ребенком во время проведения занятий. Оптимальная позиция, которую должен занимать взрослый – партнерская, основанная на понимании, признании и принятии личности ребенка в любых ситуациях, даже когда у него что-то не получается и он дает неверный ответ. Прежде всего, важно обеспечить малышу на занятиях чувство внутреннего комфорта, радости существования, бесстрашия перед сложной задачей. Не нужно подгонять развитие ребенка; если он не справляется с заданием, следует вернуться к более простому варианту. В возрасте трех лет малыш переходит к усвоению и использованию сенсорных эталонов (общепринятых образцов внешних свойств предметов). В нашей культуре эталонами в области цвета служат семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в области формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. с помощью сенсорных эталонов ребенок учится смотреть на мир как бы сквозь «очки» человеческой культуры, куда входит и сенсорная культура.

При проведении игр-занятий роль взрослого на разных этапах сенсорного развития ребенка неодинакова. При первоначальном знакомстве малыша с сенсорными эталонами взрослому принадлежит ведущая роль: он показывает образцы-эталоны, называет их, обучает способам сопоставления эталона с объектом, организовывает практическую деятельность ребенка. В тех играх и упражнениях, где происходит закрепление представлений ребенка о цветах, формах или величинах, взрослый как бы отходит на второй план, побуждая малыша к самостоятельным действиям и помогая в случаях затруднений.

В упражнениях на закрепление материала можно также показать ребенку два способа сотрудничества, которые помогут ему в дальнейшем налаживать позитивные взаимоотношения со сверстниками в любых играх и других видах деятельности, где детям требуются умения договориться между собой, уступить, решить конфликт. Первый способ сотрудничества – действия по роли. Здесь ребенок учится распределять роли в паре и действовать в соответствии с выбранной ролью, например, кошка-мышка, покупатель-продавец, исполнитель-контролер. Второй способ сотрудничества – действия по правилу, когда требуется разделить какой-либо материал – игрушки, фигуры, краски – и действовать поочередно с партнером. Овладение двумя указанными способами сотрудничества происходит постепенно, на протяжении целого ряда специальных занятий.

Для того чтобы нагляднее представить порядок усложнения занятий по сенсорному воспитанию, мы сгруппировали их по каждому свойству – «Цвет», «Форма», «Величина». Вы можете уменьшать или увеличивать количество занятий с ребенком в зависимости от его возможностей и особенностей. Целесообразно чередовать занятия, направленные на ознакомление с цветом, формой и величиной, для того чтобы не было излишнего фиксирования ребенка на какомлибо отдельном свойстве. Важно помнить и то, что усвоение сенсорных эталонов не означает только правильное их называние. Главное – научить малыша с помощью эталонов ориентироваться в окружающем мире.

При ознакомлении с цветом с первых занятий нужно сразу знакомить ребенка с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым, исключая седьмой голубой цвет (т.к. дети вначале часто путают его с синим цветом). Для этого изготовьте из цветной бумаги несколько простых пособий. Не следует сразу добиваться от малыша правильного называния того или иного цвета, главное – предоставить ему возможность действовать с различными дидактическими материалами: накладывать, прикладывать, устанавливать слияние или различие цветов.

Приведем пример развивающего занятия «Прятки». Вырежьте из бумаги шести спектральных цветов шесть квадратов («домики»); на середину каждого цветного квадрата наклейте белый квадрат меньшего размера. Схематично изобразите на белых квадратах каких-либо животных, например, козлят. Отдельно вырежьте шесть цветных квадратов, чуть большего размера, чем белые квадраты («дверцы»).

Расскажите ребенку небольшую сказку о маме-Козе и ее озорных козлятах. Выкладывайте перед ребенком поочередно домики, называя их цвета – в этих домиках «живут» козлята. Затем обратите внимание малыша на отдельно лежащие «дверцы», которыми закрываются эти домики. Четко сформулируйте правило: у каждого домика дверь точно такого же цвета, как и сам домик. Продемонстрируйте, как закрываются двери домов: красный домик закрывается красной дверью, оранжевый домик – оранжевой дверью и т.д. Далее можно инсценировать ситуацию, как козлята остались одни и открыли двери домиков; начался сильный ветер, сломал все двери и унес их. В это время на охоту вышел Волк (покажите игрушечного волка). Попросите ребенка спрятать козлят от волка – закрыть домики дверцами точно такого же цвета, как и сами домики. Предоставьте малышу время для выполнения задания. Если он ошибся, не спешите с помощью волка «ловить» козлят, пусть ребенок самостоятельно увидит несоответствие цветов и устранит ошибку. Поблагодарите малыша от имени мамы-Козы за спасение козлят, еще раз показывая и называя цвета шести домиков: «Ты закрыл синий домик синей дверью, зеленый домик – зеленой дверью... И спрятал всех козлят от волка». Используйте эти же домики повторно, изобразив в проемах дверей, например, зайчат, мышек, маленьких птичек или машинки. Не забывайте давать малышу названия цветов; в ходе игр он постепенно будет повторять их вслед за Вами, а затем использовать самостоятельно.

В дальнейшем предложите ребенку более сложные задания, в которых он будет учиться выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). Изготовьте универсальную карточку для нескольких игр. Разделите лист картона формата а 4 на шесть клеток, на каждую клетку наклейте квадраты шести цветов спектра. Вырежьте из этой же бумаги разные мелкие фигурки – флажки, чашки, машинки, цветочки и т.п. – и положите их вперемешку на тарелочку. Правила игры простые – в каждой комнате должны находиться предметы точно такого же цвета, как и сама комната. После того, как ребенок, в основном, запомнит названия шести цветов спектра, покажите ему способы сотрудничества – по роли и по правилу. Действия по роли он может освоить на материале знакомой игры «Прятки». Напомните малышу игру, где он прятал, например, зайчиков от лисы. Предложите ему посмотреть, как будут играть в эту игру две куклы. Разыграйте сценку, где одна кукла предлагает другой поиграть в игру вместе, а вторая охотно соглашается. В процессе инсценировки покажите, как одна кукла предлагает другой выбрать себе роль (Лисы либо мамы-Зайчихи), беря себе оставшуюся роль. Продемонстрируйте ребенку образцы вежливого обращения друг к другу.

Далее действуйте от имени кукол: Зайчиха прячет зайчат, а Лиса – «ищет» их. Затем куклы «меняются» ролями (это нужно для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог договариваться с ровесниками, принимая различные роли – привлекательные и менее привлекательные). После этого спросите малыша, понравилось ли ему, как играли куклы, хочет ли он поиграть также с Вами. Предложите ребенку выбрать роль и начинайте игру. Не забывайте о правилах позитивного взаимодействия, вежливых словах, которым малыш будет учиться у Вас.

На материале «Разноцветные комнаты» покажите малышу еще один новый способ сотрудничества – действия по правилу. Как и в предыдущий раз, когда ребенок осваивал способ – действия по роли, вам помогут кукольные персонажи. Разыграйте сценку, где две куклы договариваются о совместной игре и разделяют материал: одна кукла берет себе все красные, оранжевые и желтые игрушки и будет заполнять верхний ряд карточки (комнаты на верхнем этаже), другая берет все синие, зеленые и фиолетовые игрушки и будет заполнять нижнюю часть карточки (комнаты на нижнем этаже). Затем предложите ребенку поиграть также вместе с Вами.

После того, как ребенок научится различать и называть все шесть цветов спектра, можно переходить к следующему этапу развития сенсорных способностей – знакомству с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Здесь также важно организовать самостоятельные действия малыша по получению нескольких оттенков одного цвета, например, путем разведения красок в воде или смешения их с белой краской.

Проведите несколько занятий по окраске воды в разные оттенки одного и того же цвета. Для этого Вам понадобятся прозрачные баночки с водой, кисточки и гуашевые краски. Покажите ребенку способ получения двух оттенков какого-либо цвета, например, зеленого. Для этого размешайте в одной из баночек немного зеленой краски – получится светло-зеленая вода; в другой баночке размешайте много зеленой краски для получения темно-зеленой воды. Сдвиньте обе баночки и предложите малышу сравнить водичку, спрашивая, где она светлее, а где – темнее; дайте названия «светло-зеленая вода», «темно-зеленая вода». Теперь пусть малыш сделает такую воду самостоятельно. На последующих занятиях предоставляйте ребенку краски других цветов для получения трех оттенков одного цвета.

На следующем этапе познакомьте ребенка с голубым цветом и последовательностью цветов в спектре. Для этого рассмотрите с малышом картинку радуги, попросите его назвать все цвета по порядку. Дойдя до голубого цвета, дайте его «определение»: «Голубой цвет похож на синий, но он светлее и чуть-чуть зеленоватый». После этого назовите оставшиеся синий и фиолетовый цвета. Далее создайте игровую ситуацию: пришло письмо от художника, который начал рисовать радугу, но не успел ее закончить. Предложите помочь художнику «закончить» радугу. (Изготовьте пособие заранее. Нарисуйте на листе бумаги контуры дуг радуги, вырежьте семь цветных полосок-дуг такого же размера и разрежьте каждую пополам. Половинки цветных полосок наклейте). Ребенок будет выполнять аппликацию, подбирая половинки дуг к образцу по цвету.

На следующем этапе ребенок сможет определять цвета и оттенки реальных предметов окружающего мира. Создайте у себя в квартире «магазин», в котором продаются вещи разных цветов и оттенков. Для этого на столе выложите 10-12 предметов семи цветов, включая оттенки. Подготовьте «чеки» – квадраты семи цветов спектра. Рассмотрите с малышом все предметы, пусть ребенок назовет их цвет (включая оттенки). Расскажите ему правила продажи товара в магазине: покупатель дает продавцу какой-либо чек и называет цвет нужного товара, не называя сам предмет. Продавец ищет предмет нужного цвета и продает товар. Скажите, что по чеку можно покупать вещи точно такого же цвета, как чек, и похожего цвета – более светлого или более темного оттенков. На данном занятии также будет закрепляться способ сотрудничества – действия по роли (продавец и покупатель).

В последующих играх ребенок сможет действовать по слову, обозначающему цвет, без опоры на эталоны-образцы.

Устройте игры-соревнования типа «Кто больше найдет предметов красного (зеленого, желтого и т.д.) цвета» в квартире, затем – во дворе дома. Так малыш научится выделять цвета и оттенки, действуя не только со специальными пособиями, но и обследуя предметы окружающего мира.

В области формы эталонами служат геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник. При ознакомлении ребенка с эталонами формы используйте плоскостные картонные геометрические фигуры, так как они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Для того чтобы малышу было интереснее действовать с фигурами и легче запомнить их названия, схематично нарисуйте на них «личики».

На первоначальном этапе знакомства с эталонами формы нужно организовывать самостоятельные действия ребенка по установлению их сходства и различия на специальном дидактическом материале; позднее малыш сможет запомнить их названия. Не следует перегружать ребенка излишними знаниями о фигурах, стоит лишь обратить его внимание на то, что у треугольника, квадрата и прямоугольника есть уголки, а у круга и овала их нет. Особенности формы малыш должен воспринимать не только зрительно, но и осязательно, обводя все фигуры по контуру пальчиком.

Приведем примеры развивающих занятий с детьми. Вначале познакомьте ребенка с кругом, квадратом и треугольником. Создайте игровую ситуацию: в гости к малышу приходят фигурки-человечки. Покажите и назовите круг. Предложите ребенку обвести его пальчиком по краешку (погладить круг), обращая внимание, что пальчик плавно, ровно скользит по краю круга. Далее покажите и назовите квадрат. Пусть ребенок тоже обведет его пальчиком, прослеживая, как скользит пальчик по краям квадрата. Помогите ребенку ощутить контур и углы квадрата, управляя его пальчиком. Аналогично познакомьте малыша с треугольником. Достаньте второй комплект фигур другого цвета, но точно такого же размера. Скажите, что в гости к фигуркам пришли их друзья; у каждой фигурки друзья точно такой же формы, как и она сама – у Круга друг тоже Круг, у Квадрата – Квадрат и т.д. Предложите малышу помочь друзьям найти друг друга, покажите способ нахождения фигуры: нужно приложить к кругу другую фигурку и узнать, точно ли она такой же формы (совпадают ли краешки фигур). Если ребенок легко и быстро справился с заданием, можно усложнить его, предложив подобрать для фигур угощение – пирожные точно такой же формы, как и они сами (вырезанные из плотной бумаги или картона по 2-3 цветные фигурки каждой формы меньшего размера).

На следующем занятии познакомьте малыша с овалом и прямоугольником. Знакомство с овалом удобнее осуществлять путем сопоставления его с кругом. Достаньте уже хорошо известную ребенку фигуру круг, спросите, как ее зовут, а затем покажите новую фигуру – овал, назовите ее. Вместе с ребенком сравните две эти фигуры, выяснив, что овал похож на круг, но он вытянутый. Предложите малышу обвести овал пальчиком. Можно «нарисовать» его в воздухе. («Давай, твой пальчик будет, как будто, карандаш»).

На следующем этапе сенсорного развития ребенок научится подбирать к фигурам-образцам пяти форм реальные объемные предметы. В этом случае он будет усваивать не только эталонные формы, но и разновидности геометрических форм. В окружающем нас мире большинство предметов не имеют четкой эталонной формы, они лишь «приближены» к тому или иному эталону. Такие упражнения интересно проводить в виде игры в магазин, аналогично играм, описанным выше, где ребенок распознавал цвет предметов. Теперь он будет «покупать» предметы, используя чеки пяти форм. Дополнительная развивающая задача – закрепление способа сотрудничества по роли.

Последующие игры-занятия посвятите поиску предметов различной формы в квартире и на улице.

Эталоны величины занимают особое место, поскольку величина носит условный характер. Величина устанавливается при помощи общепринятой метрической системы мер, однако в области развития восприятия дошкольников ее обычно не используют. Эталонами величины становятся представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами «большой», «маленький», «самый маленький» и т.д. Эти слова указывают на место предмета в ряду других.

Знакомство ребенка с величиной начните со сравнения трех объектов. Подберите любые три игрушки или предмета, существенно различающиеся по величине примерно на одну и ту же единицу (матрешки, пирамидки, куклы, машины, мячи, коробки, банки, чашки и т.п.). Организуйте сравнение этих предметов между собой, выстраивая их в ряд и обозначая их величину словами «большой», «поменьше» («средний»), «маленький».

Например, возьмите три кружки (разница в величине должна быть видна на глаз). Спросите ребенка, какая кружка самая большая, какая немного поменьше (средняя) и какая самая маленькая. Поставьте кружки в ряд – от самой большой до самой маленькой. Попросите малыша выполнить поручения, например, в самую большую кружку насыпать порошок кофе для папы, в среднюю кружку – положить пакетик с заваркой чая для мамы, в маленькую кружку – налить сок для себя. Поблагодарите малыша за помощь.

Аналогично поиграйте вместе с ребенком с тремя банками, коробками и другими предметами, обозначая их величину словесно.

В дальнейшем увеличивайте количество объектов, из которых вы с ребенком будете выкладывать убывающие или возрастающие ряды по величине, до 6-8 штук. На таких занятиях малыш освоит способы сравнения предметов по величине – наложение и приложение. Например, проведите игру-упражнение «Веселая семейка». Вырежьте из бумаги одного цвета контуры шести человечков или каких-нибудь животных, отличающихся по величине друг от друга на один сантиметр – это будут детки; из картона или плотной бумаги другого цвета – круги (тарелки) с той же разницей в величине.

Расскажите ребенку историю о маме, у которой было шестеро дружных детей. Сделайте акцент на том, что все дети приходили домой и садились за стол всегда по порядку: сначала – самый большой ребенок, потом – поменьше, потом – еще поменьше и т.д. Сопровождайте свой рассказ выкладыванием фигур – от самой большой до самой маленькой. Продолжая историю, расскажите, что когда наступало время обеда, мама кормила своих детей, раскладывая им тарелки тоже по порядку: самому большому ребенку – самую большую тарелку, тому, кто поменьше – и тарелку поменьше и т.д. Откройте малышу мамин «секрет»: для того чтобы не ошибиться, кому какую тарелку дать, мама их сравнивала (сопровождайте свой рассказ показом): сначала выбирала самую большую тарелку и ставила ее перед самым большим ребенком; потом выбирала самую большую тарелку из оставшихся.

Возьмите два круга и наложите один на другой, спросите ребенка – какой круг больше и положите его перед вторым человечком, а оставшийся – перед третьим. Аналогичным образом завершите весь ряд из кругов. Далее предложите малышу представить, что как будто уже наступило время ужина, и дети снова захотели есть. Соберите круги и попросите его разложить тарелки снова, так, как делала мама этих ребят. Напомните ребенку способ наложения. Обычно в первый раз у большинства детей возникают ошибки в середине ряда. Не торопитесь исправлять их за Вашего малыша. От имени человечков скажите, что это не их тарелки. Предложите сначала наложить тарелочки друг на друга и положить их на свои места. Чередуйте последующие занятия по построению ребенком вертикальных и горизонтальных сериационных рядов, включая его каждый раз в интересную деятельность, выполняя, например, аппликации елочки, пирамидки, лесенки.

На следующем этапе ребенок перейдет к выполнению более сложных заданий – выделению разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты. При этом нужно предоставлять малышу для сравнения парные объекты, отличающиеся по тому или иному параметру величины.

Для знакомства с измерением объектов по длине используйте карандаши, веревки, палки разной длины; можно также строить из деталей конструктора дорожки разной длины или одеть разных по росту кукол в одежду соответствующей длины.

Познакомить ребенка с таким параметром величины, как ширина, можно при помощи дощечек, ремней, полосок бумаги и т.д. Например, выложите заранее из строительного материала две дорожки – широкую и узкую. Дайте ему маленького игрушечного человечка и игрушечный грузовик. Спросите ребенка, сможет ли по этой («узкой», пока не называйте величину) дорожке пройти человечек (да), проехать грузовик (нет). Пусть ребенок практически попробует провести по узкой дорожке сначала человечка, потом – машину. Аналогично побеседуйте по поводу широкой дорожки (по ней могут и пройти человечек, и проехать грузовик), также пока не обозначая ее величину словесно. Проанализируйте с малышом ситуацию, сравните обе дорожки, обозначая их словесно – «узкая дорожка», «широкая дорожка».

При знакомстве ребенка с измерением предметов по высоте можно взять две пирамидки или елочки – высокие и низкие. Предложите малышу игры-упражнения, в которых он будет выполнять какие-либо задания. Например, под высокую елочку поставить зайчика, под низкую елочку – грибочек; высокую пирамидку подарить папе, а низкую пирамидку – сестренке.

Предложенные нами игры и упражнения по сенсорному воспитанию младших дошкольников представляют собой определенную усложняющуюся систему. Следуя этой системе, Вы сможете творчески подходить к данному материалу, заменяя или видоизменяя игры на аналогичные по смыслу в зависимости от уровня развития и интересов Вашего малыша.

Маврина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования»

Московского городского психолого-педагогического университета




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сенсорное воспитание

Автор: Смирнова Любовь Александровна

Дата: 19.03.2018

Номер свидетельства: 462586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Сенсорное воспитание в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(54) "siensornoie-vospitaniie-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "177588"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424685661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Консультация для родителей: "Значение сенсорного воспитания""
    ["seo_title"] => string(62) "konsultatsiiadliaroditielieiznachieniiesiensornoghovospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "318057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460486290"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Памятка для родителей о сенсорном воспитании"
    ["seo_title"] => string(49) "pamiatka_dlia_roditieliei_o_siensornom_vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "360398"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479557365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Сенсорное воспитание и сенсорное развитие в дошкольном возрасте""
    ["seo_title"] => string(63) "sensornoe_vospitanie_i_sensornoe_razvitie_v_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "557525"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600142637"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) ""Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр""
    ["seo_title"] => string(92) "siensornoievospitaniiedietieimladshieghodoshkolnoghovozrastaposriedstvomdidaktichieskikhighr"
    ["file_id"] => string(6) "285427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454168572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства