Автор: Калабина Т.А.
МБДОУ Д/с №34 «Лукоморье» г. Чайковский
На современном этапе развития системы специального образования одно из приоритетных направлений – ранняя диагностика отклонений в развитии у детей раннего возраста и оказание им комплексной помощи. Ранняя коррекция задержки речевого развития детей становится все более актуальной проблемой специальной педагогики, как во всем мире, так и в России. Наши педиатры считают, что число детей с задержкой речевого развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.). К сожалению, изучение опыта работы различных учреждений показывает, что стимуляция развития и коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений, существующая практика логопедической работы направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи. При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина).
В нашем детском саду организована служба ранней помощи. Работа всех специалистов направлена на выявление детей с проблемами развития, в том числе с нарушением речи.
- выявить и диагностировать нарушения в развитии у детей раннего возраста.
- оказать комплексную помощь ребенку группы социального или биологического риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
- формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- оказать информационно-просветительскую, консультативную и психологическую помощь семье.
Специалисты проводят первичное обследование, по результатам которого дети сопровождаются психолого-педагогическим консилиумом и направляются на определение дальнейшего коррекционного маршрута в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Далее на каждого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа и выстраивается дальнейший образовательный маршрут.
Наш детский сад посещают дети с различной нозологией: с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и дети с аутистическим спектром. Дети, которые в силу различных обстоятельств остаются в общеобразовательных группах, также получают всю необходимую помощь специалистов.
Диагностика речевого развития детей раннего возраста проводится учителем-логопедом в несколько этапов.
1.Изучение компонентов речевой деятельности, соответствующих возрастному, диапазону ребенка с учетом методических рекомендаций, разработанных Ю.Ф.Гаркушей.
2.Сравнительно-сопоставительный анализ пассивного и активного словаря ребенка с использованием методики начального детского лексикона О.Е.Громовой.
3.Анкетирование для родителей (опросник для родителей, апробированный Институтом РАО, г. Москва).
Учителя-логопеды столкнулись с нехваткой методических материалов для этой категории детей. Программы, разработанные для детей раннего возраста, в основном, адресованы детям с нормативным развитием. Дети с нарушением речи имеют широкий спектр нарушений развития, требующий как универсального подхода, так и специально разработанных для каждой категории детей методик.
Для таких детей характерна слабая развитость коммуникативных умений, хронический эмоциональный дискомфорт, сниженная обучаемость. Также и у родителей, имеющих ребенка с нарушением развития или риском нарушения, имеются характерные эмоциональные проблемы.
Учителя-логопеды разработали план игровых сеансов для детей с нарушениями речи. Все разделы объединены общей лексической темой.
Предлагаемый практический материал создает предпосылки, компенсирующие речевую недостаточность, стимулируя развитие речи, и соответствует коммуникативным возможностям детей раннего возраста.
включает систему игровых упражнений, практических заданий, направленных на формирование и коррекцию:
Месяц | Лексическая тема | Развитие понимания речи | Развитие артикул моторики, общих речевых навыков | Развитие слухового внимания | Развитие лексики и грамматики | Развитие мелкой моторики |
Октябрь 1-2 неделя | «Золотая осень» | Понимание предложных конструкций: в, на, под (листок на ветке, под деревом, в луже). | «Язычок пошел гулять» (показать и спрятать язычок), «Дети улыбнулись» (дети показывают зубки). «Чей листочек улетел?» (сдувать бумажный лист). | «Дует ветерок» (на громкий звук «У» дети поднимают листья, на тихий - опускают). | Названия: листья, трава, ветер, дождь, зонт, тучи, деревья. Действия: идет, дуют, опадают, засыхают. Цвета: желтый, красный, зеленый. | Игра «Осенние листочки» (шевелить пальчиками, опуская и поднимая руки.) |
3 -4 неделя | «Вкусные овощи» | Понимание слов: выдергивать, срывать, нарезать. Свежий, сочный, полезный, гладкий. | «Горячая картошка» (губы вытянуть вперед и подуть). «Заборчик» (показать зубки). «Длинная морковка» (показать и спрятать язык). «Попробуем горошек» (удержать язычок на нижней губе). | «Что звучит в коробочке?» (определить предмет по его звучанию – горох, мелкий лук). | Названия: капуста, лук, огурец, горох, свекла, помидор. Действия: копать, варить. Признаки: вкусный, твердый, мягкий. | «Собери овощи в корзинку» (игровое панно). «Собираем урожай» (игровое пособие). |
Ноябрь 1-2 неделя | «Сочные фрукты» | Понимание слов: слива, виноград, спелый, мягкий, фруктовый сок, сушат. | «Кусаем яблоко» (умение поднимать и опускать губы, показывая зубки). «Яблочко укатилось» (сдувание шариков из фольги). | «Играет – не играет» (узнавать звучание барабана из ряда других звучащих предметов). | Словарь: яблоко, груша, апельсин, банан, мандарин, вкусный, сладкий, кислый, варят, режут. | Игра «В сад пойдем, урожай соберем» (панно на липучках). |
3 – 4 неделя | «Что мы надеваем» | Понимание слов: рубашка, халат, старая, нарядная, надевать, снимать, положить, повесить, гладить. | «Высушим платочки» (дети дуют на платочки, сначала отрывисто, потом плавно). «Почисти зубки» (двигать язычком по верхним и нижним зубам). | «Стирка» (выполнять движения согласно словесной инструкции) | Словарь: платье, колготки, кофта, майка, носки, шапка, красивая, сушить, стирать. | Игра «Постирай одежду» (игровое пособие по развитию мелкой моторики). |
Декабрь 1 – 2 неделя | «Мои любимые игрушки» | Понимание слов: меховой, яркий, деревянный, складывать, беречь. | «Воздушный шарик» (подуть, развивая сильную целенаправленную струю воздуха). «Мячик прыгает» (открыть рот, язычок вверх - вниз). «Паровоз гудит» (вытянуть губы вперед, произносить «у-у-у»). | «Где такая же погремушка?» (самостоятельно находить такое же звучание из 2-3 вариантов). | Словарь: кубики, пирамидка, машина, кукла, мяч, лопатка, игрушки, мягкая, резиновый, новая, красивая, строить, убирать. Повторять слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом. | «Достань игрушку» (пособие по развитию мелкой моторики – шнуровки, молнии, пуговицы). |
3 – 4 неделя | «Праздник ёлки» | Понимание слов: хоровод, Снегурочка, колючая, пушистая. Притяжательные местоимения – мой, моя, мои. | «Ёлке жарко» (развивать плавный выдох, дуть на бумажную ёлку). «Колкая ёлочка» ( высунуть острый язычок, удерживать 3 секунды). | «Встанем в хоровод» (соотносить действия с тихим и громким звучанием слова «ёлочка»). | Словарь: ёлка, ёлочные игрушки, подарки, праздник, играть, петь, плясать, Дед Мороз. | «Укрась ёлочку» (игровое пособие по развитию мелкой моторики). |
Январь 2 неделя | «Зима» | Понятие слов: мороз, лед, снеговик, сырой, тает, кружится, покрывает, морозит. Понимать предлоги – на, под, за. | «Снежок» (подуть на снежинки из бумаги). «Лопаточка» (широкий язык лежит на нижней губе). | «Где снежинка» (определить направление звука). | Словарь: зима, снег, снежок, снежинка, падает, пушистый. Вызывать ребенка на диалог. | «Пришла зима» (настольноепособие по развитию мелкой моторики) |
3 – 4 неделя | «Зимние забавы» | Понятие слов: катись, кидай, лови, беги, стой, брось. Предложно – падежные конструкции. | «Прокатимся с горки» (развитие плавного речевого выдоха). «Язычок замерз» (округлить губы произносить «о-о-о»). | «Кто идет?» (определять предмет по высоте голоса – большой и маленький снеговики). | Словарь: снежная горка, лыжи, санки, лопатка, лепить, катать, кидать, падать, ехать. | Пальчиковые игры «Мороз», «Санки» |
Февраль 1 – 2 неделя | «Посуда» | Понятие слов: стакан, вытирать, кипятить, наливать, горячий, холодный, притяжательные прилагательные: мой, моя; предлог – «в» | «Покажи блюдце» (широкий язычок лежит на нижней губе). «Чашечка» (язык поднимается вверх, закрывает верхние зубы). «Подуй на чай» (развитие длительного ротового выдоха). | «Что звучит?» (развивать умение определять источник звука). | Словарь: чашка, кружка, ложка, вилка, ножик, тарелка, мыть, варить, чистая, грязная. Побуждать детей завершать фразу взрослого. | «Моем посуду» (развивать умение загибать по очереди пальцы в сопровождении текста). |
3 – 4 неделя | «Продукты» | Понятие слов: мясо, яйцо, творог, жарить. Уменьшительно - ласкательные формы существительных. | «Конфетка» (развивать умение напрягать мышцы язычка). «Вкусное варенье» (широкий язычок обнимает верхнюю губу). | «Накормим мишку медом» (вырабатывать длительный речевой выдох и темп речи). | Словарь: хлеб, колбаса, сыр, молоко, рыба, конфеты, варить, сырой. Игра «Накормили Катю». | «Пицца» (умение сжимать и расставлять пальцы в стороны). |
Март 1 – 2 неделя | «Теплое солнышко» | Понятие слов: проталинки, подснежники, ручейки, лучистая, далеко, близко, звенят, бегут. Согласование существительных с прилагательными. | «Нарисуем солнышко язычком» (круговые движения языка по губам). «Веселый - грустный» (вырабатывать переключаемость движения губ). | «Лодочка плыви» (развивать длительный речевой выдох, произнося звук «ф»). | Словарь: весна, лужи, солнышко, тепло, ласковое. Вовлекать в речевое общение создавая игровую ситуацию. | «Солнечные лучики» (развивать умение работать большим и указательным пальцами руки). |
3 – 4 неделя | «Домашние жители» | Понятие слов: котята, щенки, лакает, грызет, мурлычет, | «Киска лакала молочко» (делать лакательные движения язычком - быстро, медленно). «Лошадка» (цокать язычком) | «Чей клубок дальше укатится» (формировать длительный плавный выдох). | Словарь: кошка, собака, корова, лошадка, рычит, мяукает, кусает, хвост, лапы, усы. | «Кто что ест?» (развивать силу и точность движений большого и указательного пальцев). |
Эффективность разработанной системы развивающих игр, игровых упражнений, стимулирующих развитие речи детей, повлиял на показатели уровня речевого развития. Разработанная нами система развивающих игр может использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и детских центров, службами ранней помощи детям.