kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система ранней помощи детям с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций, детских центров, службам ранней помощи детям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система ранней помощи детям с ОВЗ»

СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ

Автор: Калабина Т.А.

учитель-логопед

МБДОУ Д/с №34 «Лукоморье» г. Чайковский

[email protected]

Аннотация: статья предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций, детских центров, службам ранней помощи детям.


На современном этапе развития системы специального образования одно из приоритетных направлений – ранняя диагностика отклонений в развитии у детей раннего возраста и оказание им комплексной помощи. Ранняя коррекция задержки речевого развития детей становится все более актуальной проблемой специальной педагогики, как во всем мире, так и в России. Наши педиатры считают, что число детей с задержкой речевого развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.). К сожалению, изучение опыта работы различных учреждений показывает, что стимуляция развития и коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений, существующая практика логопедической работы направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи. При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина).

В нашем детском саду организована служба ранней помощи. Работа всех специалистов направлена на выявление детей с проблемами развития, в том числе с нарушением речи.

Цель: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи:

- выявить и диагностировать нарушения в развитии у детей раннего возраста.

- оказать комплексную помощь ребенку группы социального или биологического риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

- формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.

- оказать информационно-просветительскую, консультативную и психологическую помощь семье.

Специалисты проводят первичное обследование, по результатам которого дети сопровождаются психолого-педагогическим консилиумом и направляются на определение дальнейшего коррекционного маршрута в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Далее на каждого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа и выстраивается дальнейший образовательный маршрут.

Наш детский сад посещают дети с различной нозологией: с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и дети с аутистическим спектром. Дети, которые в силу различных обстоятельств остаются в общеобразовательных группах, также получают всю необходимую помощь специалистов.

Диагностика речевого развития детей раннего возраста проводится учителем-логопедом в несколько этапов.

1.Изучение компонентов речевой деятельности, соответствующих возрастному, диапазону ребенка с учетом методических рекомендаций, разработанных Ю.Ф.Гаркушей.

2.Сравнительно-сопоставительный анализ пассивного и активного словаря ребенка с использованием методики начального детского лексикона О.Е.Громовой.

3.Анкетирование для родителей (опросник для родителей, апробированный Институтом РАО, г. Москва).

Учителя-логопеды столкнулись с нехваткой методических материалов для этой категории детей. Программы, разработанные для детей раннего возраста, в основном, адресованы детям с нормативным развитием. Дети с нарушением речи имеют широкий спектр нарушений развития, требующий как универсального подхода, так и специально разработанных для каждой категории детей методик.

Для таких детей характерна слабая развитость коммуникативных умений, хронический эмоциональный дискомфорт, сниженная обучаемость. Также и у родителей, имеющих ребенка с нарушением развития или риском нарушения, имеются характерные эмоциональные проблемы.

Учителя-логопеды разработали план игровых сеансов для детей с нарушениями речи. Все разделы объединены общей лексической темой.

Предлагаемый практический материал создает предпосылки, компенсирующие речевую недостаточность, стимулируя развитие речи, и соответствует коммуникативным возможностям детей раннего возраста.

План групповых игровых сеансов с детьми с нарушением речи

включает систему игровых упражнений, практических заданий, направленных на формирование и коррекцию:

  • общих речевых навыков (речевого дыхания, изменение силы голоса, его темпа, эмоциональной выразительности),

  • артикуляционной моторики,

  • слухового внимания,

  • понимания речи,

  • лексического минимума (предметный словарь, словарь признаков и действий).

  • грамматического минимума (согласование слов в словосочетании, фразе, изменение слов),

  • мелкой моторики пальцев рук.

Перспективный календарный план системы развивающих игр, игровых упражнений, занятий, стимулирующих развитие речи детей

Месяц

Лексическая

тема

Развитие

понимания

речи

Развитие

артикул

моторики,

общих речевых

навыков

Развитие

слухового

внимания

Развитие

лексики

и грамматики

Развитие

мелкой

моторики

Октябрь

1-2

неделя

«Золотая осень»

Понимание предложных конструкций: в, на, под (листок на ветке, под деревом, в луже).

«Язычок пошел гулять» (показать и спрятать язычок), «Дети улыбнулись» (дети показывают зубки).

«Чей листочек улетел?» (сдувать бумажный лист).

«Дует ветерок» (на громкий звук «У» дети поднимают листья, на тихий - опускают).

Названия: листья, трава, ветер, дождь, зонт, тучи, деревья.

Действия: идет, дуют, опадают, засыхают.

Цвета: желтый, красный, зеленый.

Игра «Осенние листочки» (шевелить пальчиками, опуская и поднимая руки.)

3 -4

неделя

«Вкусные овощи»

Понимание слов: выдергивать, срывать, нарезать.

Свежий, сочный, полезный, гладкий.

«Горячая картошка» (губы вытянуть вперед и подуть).

«Заборчик» (показать зубки).

«Длинная морковка» (показать и спрятать язык). «Попробуем горошек» (удержать язычок на нижней губе).

«Что звучит в коробочке?» (определить предмет по его звучанию – горох, мелкий лук).

Названия: капуста, лук, огурец, горох, свекла, помидор. Действия: копать, варить.

Признаки: вкусный, твердый, мягкий.

«Собери овощи в корзинку» (игровое панно).

«Собираем урожай» (игровое пособие).

Ноябрь

1-2

неделя

«Сочные фрукты»

Понимание слов: слива, виноград, спелый, мягкий, фруктовый сок, сушат.

«Кусаем яблоко» (умение поднимать и опускать губы, показывая зубки).

«Яблочко укатилось» (сдувание шариков из фольги).

«Играет – не играет» (узнавать звучание барабана из ряда других звучащих предметов).

Словарь: яблоко, груша, апельсин, банан, мандарин, вкусный, сладкий, кислый, варят, режут.

Игра «В сад пойдем, урожай соберем» (панно на липучках).

3 – 4

неделя


«Что мы надеваем»


Понимание слов: рубашка, халат, старая, нарядная, надевать, снимать, положить, повесить, гладить.

«Высушим платочки» (дети дуют на платочки, сначала отрывисто, потом плавно).

«Почисти зубки» (двигать язычком по верхним и нижним зубам).

«Стирка» (выполнять движения согласно словесной инструкции)

Словарь: платье, колготки, кофта, майка, носки, шапка, красивая, сушить, стирать.

Игра «Постирай одежду» (игровое пособие по развитию мелкой моторики).

Декабрь

1 – 2

неделя

«Мои любимые игрушки»

Понимание слов: меховой, яркий, деревянный, складывать, беречь.

«Воздушный шарик» (подуть, развивая сильную целенаправленную струю воздуха).

«Мячик прыгает» (открыть рот, язычок вверх - вниз). «Паровоз гудит» (вытянуть губы вперед, произносить «у-у-у»).

«Где такая же погремушка?» (самостоятельно находить такое же звучание из 2-3 вариантов).

Словарь: кубики, пирамидка, машина, кукла, мяч, лопатка, игрушки, мягкая, резиновый, новая, красивая, строить, убирать. Повторять слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

«Достань игрушку» (пособие по развитию мелкой моторики – шнуровки, молнии, пуговицы).

3 – 4

неделя

«Праздник ёлки»

Понимание слов: хоровод, Снегурочка, колючая, пушистая. Притяжательные местоимения – мой, моя, мои.

«Ёлке жарко» (развивать плавный выдох, дуть на бумажную ёлку).

«Колкая ёлочка» ( высунуть острый язычок, удерживать 3 секунды).

«Встанем в хоровод» (соотносить действия с тихим и громким звучанием слова «ёлочка»).

Словарь: ёлка, ёлочные игрушки, подарки, праздник, играть, петь, плясать, Дед Мороз.

«Укрась ёлочку» (игровое пособие по развитию мелкой моторики).

Январь

2 неделя

«Зима»

Понятие слов: мороз, лед, снеговик, сырой, тает, кружится, покрывает, морозит. Понимать предлоги – на, под, за.

«Снежок» (подуть на снежинки из бумаги).

«Лопаточка» (широкий язык лежит на нижней губе).

«Где снежинка» (определить направление звука).

Словарь: зима, снег, снежок, снежинка, падает, пушистый. Вызывать ребенка на диалог.

«Пришла зима» (настольноепособие по развитию мелкой моторики)

3 – 4

неделя

«Зимние забавы»

Понятие слов: катись, кидай, лови, беги, стой, брось. Предложно – падежные конструкции.

«Прокатимся с горки» (развитие плавного речевого выдоха). «Язычок замерз» (округлить губы произносить «о-о-о»).

«Кто идет?» (определять предмет по высоте голоса – большой и маленький снеговики).

Словарь: снежная горка, лыжи, санки, лопатка, лепить, катать, кидать, падать, ехать.

Пальчиковые игры «Мороз», «Санки»

Февраль

1 – 2

неделя

«Посуда»

Понятие слов: стакан, вытирать, кипятить, наливать, горячий, холодный, притяжательные прилагательные: мой, моя; предлог – «в»

«Покажи блюдце» (широкий язычок лежит на нижней губе).

«Чашечка» (язык поднимается вверх, закрывает верхние зубы). «Подуй на чай» (развитие длительного ротового выдоха).

«Что звучит?» (развивать умение определять источник звука).

Словарь: чашка, кружка, ложка, вилка, ножик, тарелка, мыть, варить, чистая, грязная. Побуждать детей завершать фразу взрослого.

«Моем посуду» (развивать умение загибать по очереди пальцы в сопровождении текста).

3 – 4

неделя

«Продукты»

Понятие слов: мясо, яйцо, творог, жарить. Уменьшительно - ласкательные формы существительных.

«Конфетка» (развивать умение напрягать мышцы язычка). «Вкусное варенье» (широкий язычок обнимает верхнюю губу).

«Накормим мишку медом» (вырабатывать длительный речевой выдох и темп речи).

Словарь: хлеб, колбаса, сыр, молоко, рыба, конфеты, варить, сырой.

Игра «Накормили Катю».

«Пицца» (умение сжимать и расставлять пальцы в стороны).

Март

1 – 2

неделя

«Теплое солнышко»

Понятие слов: проталинки, подснежники, ручейки, лучистая, далеко, близко, звенят, бегут. Согласование существительных с прилагательными.

«Нарисуем солнышко язычком» (круговые движения языка по губам). «Веселый - грустный» (вырабатывать переключаемость движения губ).

«Лодочка плыви» (развивать длительный речевой выдох, произнося звук «ф»).

Словарь: весна, лужи, солнышко, тепло, ласковое. Вовлекать в речевое общение создавая игровую ситуацию.

«Солнечные лучики» (развивать умение работать большим и указательным пальцами руки).

3 – 4

неделя

«Домашние жители»

Понятие слов: котята, щенки, лакает, грызет, мурлычет,

«Киска лакала молочко» (делать лакательные движения язычком - быстро, медленно).

«Лошадка» (цокать язычком)

«Чей клубок дальше укатится» (формировать длительный плавный выдох).

Словарь: кошка, собака, корова, лошадка, рычит, мяукает, кусает, хвост, лапы, усы.

«Кто что ест?» (развивать силу и точность движений большого и указательного пальцев).

Эффективность разработанной системы развивающих игр, игровых упражнений, стимулирующих развитие речи детей, повлиял на показатели уровня речевого развития. Разработанная нами система развивающих игр может использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и детских центров, службами ранней помощи детям.


Приложение



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система ранней помощи детям с ОВЗ

Автор: Калабина Татьяна Александровна

Дата: 10.12.2024

Номер свидетельства: 661335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства