Просмотр содержимого документа
«Система выявления и развития одаренных, талантливых детей в детском саду»
СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ, ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ.
Хатуева Н.У.,
воспитатель г. Новоалександровск МДОУ детский сад №53 «Солнышко»
Аннотация: В статье рассматривается проблема работы с одаренными детьми дошкольного возраста. Представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по развитию одаренности дошкольников. Выделены педагогические условия, обеспечивающиевыявление и развитие одаренных, талантливых детей в детском саду.
Ключевые слова: Одаренный ребенок, детская одаренность,познавательная активность, система работы.
Annotation: the article deals with problem of working with gifted children of preschool age. The article presents the experience of pre-school educational institutions for the development of giftedness of preschoolers. The pedagogical conditions providing identification and development of talented children in kindergarten are allocated.
Key words: gifted child, children giftedness, cognitive activity, system of work
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за
ним, сделать все необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
В связи с этим все больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности детей. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей.
Изучение способностей высокого уровня, именно так в отечественной психологии понималась одаренность, всегда оставалось в поле зрения исследователей
В России проблемы детской одаренности (научные и практические основы диагностики, поддержки, учебные и развивающие программы для одаренных детей) исследовали П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А. Н. Острогорский, А.П. Модестов, В. М. Экземплярский и др. В 1918 г. под руководством А. П. Модестова была организована ассоциация «Асснат» (Москва), цель которой – оказание социального и педагогического содействия талантливым и одаренным детям. П.Ф.Каптерев рекомендовал педагогам индивидуализировать обучение (индивидуальный учебный план) с учетом темпов и склонностей одаренного ребенка до тех пор, пока он не станет сам себе учителем. Г. И. Челпанов был первым директором психологического института. П. П. Блонский исследовал проблемы в обучении одаренных детей, искусственно тормозящие их развитие. В. М. Экземплярский разрабатывал методы изучения одаренности, исследовал процессы регуляции, воображения и творчества. Б. М. Теплов изучал биографии полководцев, музыкантов в аспекте одаренности, которую трактовал как качественно своеобразное сочетание способностей. Лейтес Н. С. Разработал концепцию возрастной одаренности: каждый возраст есть период жизни, в котором развиваются особые возможности.
Детская одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки умственного развития, выступающие у ребенка в необычайно высокой восприимчивости к учению и более выраженных творческих проявлениях. В. П. Эфроимсон – генетик, но при этом доказывал, что одаренность не сводима только к наследственным факторам.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности которого должны открыться. Именно педагоги могут разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, т.к. их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а и социальный смысл.
Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно; они требуют особого подхода, особой системы обучения.
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Современные технологии обучения (сотрудничества, проектного обучения, коммуникативно-диалоговые и др.) используемые воспитателями, направлены на повышение активности дошкольников. Истины, которые они добывают путем собственных усилий и напряжения, имеют для них огромную познавательную ценность. Активность в обучении позволяет ребенку быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности.
Стержнем в развитии является познавательная активность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие дошкольников. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике.
Одно из направлений работы нашего дошкольного учреждения – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Главная задача педагога – обнаружить понять таких детей, направить все усилия то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Работа с талантливыми, одаренными детьми реализуется в рамках основной образовательной программы детского сада через организацию индивидуальной и подгрупповой работы воспитателей и специалистов, учитывая основные принципы:
- дифференциации и индивидуализации (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуального маршрута одаренного или способного ребенка);
- максимального разнообразия предоставляемых возможностей – разных видов деятельности;
- возрастания роли вне образовательной деятельности одаренных детей через кружки, секции, клубы по интересам;
- усиления внимания в индивидуальной работе с детьми.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в детском саду организована по нескольким направлениям, обеспечивающим решение поставленных задач:
- повышение психолого – педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- создание системы выявления, поддержки и психолого – методического сопровождения одарённых детей;
- создание педагогических эффективных условий, обеспечивающих высокие достижения детей;
- организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников.
Методы обучения одаренных, талантливых детей – это методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, способствуют развитию познавательной активности, интересов одаренных детей, творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др.
Дошкольным образовательным учреждением определена структура развития детской одаренности, в которую вошли формы работы с одаренными детьми это: творческие объединения детей, исследовательские и творческие проекты презентации проектной деятельности, выставки, конкурсы, олимпиады, экспериментально-исследовательская деятельность, дополнительное образование по интересам детей и запросам родителей.
На протяжении многих лет детский сад занимается развитием интеллектуальных, творческих способностей воспитанников средствами проектно-исследовательской деятельности. Особый интерес представляет долгосрочные проекты, над которыми работают все участники образовательного процесса данного дошкольного учреждения. В них входит ряд кратковременных исследовательских проектов детей. Поставленные цели и задачи решают средствами исследовательской, развивающей, методической работы, организацией разнообразной кружковой деятельности, формами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель». Получаемые показатели сравнивают с содержанием психолого-педагогического статуса, возрастными возможностями детей.
Следует отметить, развитию детской одаренности способствует насыщенная предметно - пространственная развивающая среда детского сада, наполненная современным игровым развивающим оборудованием, которое позволяет эффективно применять педагогические технологии при проведении исследовательской деятельности с одаренными детьми.
Путей развития детской одарённости существует много, считают педагоги детского сада, но собственно исследовательская деятельность, по их мнению, одна из самых эффективных. Дошкольным учреждением представлены наиболее яркие моменты детского проектирования. Познавая историю России, семьи, дети 6- 7 лет придумывали и создавали герб своей семьи в рамках долгосрочного проекта «Наша Родина – Россия». Итогом реализации проекта «Герб моей семьи» стало создание семейных гербов, участие в городской выставке и празднике, посвященном Дню города
Воспитанников детского сада отличает неутомимая жажда новых открытий, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать решение - эти важнейшие индикаторы детской одарённости нашли свое отражение в исследовательском проекте «Путешествие в мир математики». Результаты исследовательской деятельности воспитанников были представлены на конкурсах различных уровней и направлений.
Самыми памятными событиями стали победы детей старшего дошкольного возраста на Всероссийском Чемпионате «Математика для дошкольников», Всероссийском интеллектуально-познавательном конкурсе «Остров Талантикус», Общероссийском интернет - конкурсе «Гуманитарный, естественный и математический цикл « Форум» .
Таким образом, не только ученики начальной школы, но и дошкольники осваивают нишу соревновательного характера.
Работа с родителями одарённых , талантливых детей реализуется в трёх направлениях:
1. Организация информационной среды для родителей:
- проводится цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одарённости;
- организуются мастер – классы, буклеты для родителей и т.д.;
- размещаются на сайте детского сада памятки и консультации с
целью развития индивидуальных способностей детей.
2. Психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка направлено на:
- расширение возможностей, понимание одарённого ребёнка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одарённым ребёнком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства родителей с ребёнком.
3. Совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки, творческие работы, подготовка презентации и т.д.).
Выстроенная таким образом система выявления и развития одаренных, талантливых детей дошкольного возраста в детском саду способствует максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольника, развитию его склонностей, способностей.
В дальнейшем дети самореализуются в музыкальной, художественной, спортивной, интеллектуальной деятельности в школе и учреждениях дополнительного образования.
Литература
1. Авдеева Н.И. Одаренные дети. - М., изд. «Академия», 2008
3. Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. –2008. – № 1. – С. 23-35.
4. Матюшкин А.М Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.: Учебное пособие.- Москва-Воронеж, 2004.-191с.
5. Панютина, Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И.Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.