Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра и ее роль в формировании устной речи дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в формировании устной речи дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.
Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры в развитии речи дошкольника многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его речь и мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с действиями и взаимоотношениями взрослых, отношение к которым выражают в своей речи со сверстниками.
Для того чтобы отобразить в игре стороны жизни взрослых, дети предварительно с ними знакомятся, поэтому они стремятся организовать между собой речевое действие, при котором они выражают свои мысли, идеи, будущий проект игры.
Сюжет в игре - основание, на котором дошкольник строит целенаправленные речевые воздействия посредством составления своих самостоятельных имитаций реплик диалогов, и даже монологов. Формирование игры через построение речевого общения со сверстниками идет постепенно, с развитием сюжета и в зависимости от этапов игры и особенностей развития речи детей.
В формировании у детей умения строить сюжет игры организуют такой вид совместной игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций, т. е. стимулируют развитие их речи посредством использования самостоятельной инициативы ребенка в построении диалогов и высказываний в будущей игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Так, в своей работе я использую следующие методы и приемы, направленные на развитие речи.
Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк».
При подготовке к сюжетно – ролевой игре я провела предварительную работу. Это беседы о животных, загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий детей с животными. Чтение: р. н. с. «Хвосты», «Лиса и волк», В. Маяковский «Что ни страница, - то слон, то львица», К. Чуковский «Топтыгин и лиса», С. Я. Маршак «Детки в клетке». Д/и: «Кто где живёт?», «Собери семью», «Кто лишний?», «Слова наоборот», «Скажи, какой?», «Чей хвост, чья голова?».
Непосредственно сама сюжетно – ролевая игра началась с отгадывания загадки, которую загадывает ребенок.
Очень просим – заходите
В наш просторный светлый дом.
Очень просим – поглядите,
Как в нем весело живем.
Есть у нас слоны, пантеры,
Крокодилы и ежи.
Есть просторные вольеры,
В них медведи и моржи,
А недавно у зверей
Здесь обедал воробей.
Что это за дом? (Зоопарк).
После проводится беседа о зоопарке, с целью выявления уровня осведомленности у детей, развития познавательных способностей, развития связной речи.
- Кто там живет?
- А как вы думаете, для чего создан зоопарк? (Чтобы люди могли увидеть животных из разных стран: из жарких и северных стран).
- А вы когда-нибудь были в зоопарке?
-Кого видели в зоопарке?
-А вы знаете, почему его так назвали? Название «зоопарк» – зоологический парк. Это парк животных.
- Кто ухаживает за животными в зоопарке?
- Чем питаются животные?
- Как называется больница для животных? (Ветеринарная)
-Кто лечит животных? (Ветеринар).
Я приглашаю вас поехать в зоопарк. На чём мы поедем?
- Мы поедем на экскурсионном автобусе. Что мы должны сделать, прежде чем занять свои места в нём? (Нужно купить билеты). Вот ваши билеты, они не совсем обычные. Здесь карточка зверей (берет их в руку веером). Вытягивайте каждый по одной, а затем подберите вашему животному жилище (показывает карточки с изображением жилищ животных) и ответьте на вопросы.
Чей дом, как называется?
Дом волка – волчье логово.
Дом лисы – лисья нора.
Дом медведя – медвежья берлога.
Дом белки – беличье дупло.
Эта игра проводится с целью развития грамматического строя речи.
Прежде чем начнётся наше путешествие по зоопарку, давайте вспомним правила поведения в зоопарке.
Некоторые люди начинают бросать животным в вольеры и клетки конфеты, печенье и булки. Но делать этого ни в коем случае НЕЛЬЗЯ, потому что животные могут серьезно заболеть. НЕЛЬЗЯ дразнить, пугать животных. НЕЛЬЗЯ ничего бросать в животных. НЕЛЬЗЯ заходить за ограждения. НЕ прислоняться к ограждениям. НЕ просовывать руки. СОБЛЮДАТЬ чистоту и тишину.
Мы прибыли в зоопарк. Каждый из вас будет экскурсоводом и расскажет о каком-то животном. Чтобы рассказ получился интересным, мы будем пользоваться вот этой схемой. Послушайте, как это сделаю я.
- «Это волк. Это дикое животное наших лесов. Он небольшого размера, тело покрыто густой серой или бурой шерстью. Волк – хищник, питается другими животными. У него сильные ноги, острые зубы и когти. Жилище волка называется логово. Живут волки стаями: волки, волчихи и маленькие волчата. Волк приносит вред человеку, потому что нападает на домашних животных. Но приносит пользу лесу, потому что уничтожает больных обитателей. Поэтому его называют «санитаром» леса».
Так же в этой игре можно использовать такой прием.
В зоопарк везут ещё зверей(ставлю на наборное полотно большую картину с изображением грузовика, выставляю предметные картинки с изображением головы или хвоста животного или птицы в прорези грузовика).
- Назовите, чья голова или чей хвост показались в грузовике и отгадайте, кого перевозят в зоопарк. И составьте предложение по образцу: «Это львиная голова или львиный хвост, в зоопарк везут льва. В зоопарк везутльва, потому что это львиная голова или львиный хвост»; «Это медвежья голова или медвежий хвост, в зоопарк везут полярного медведя. В зоопарквезут полярного медведя, потому что это медвежья голова или медвежий хвост». И т. д.
В ходе проведения сюжетно-ролевой игре я организую творческие игры.
Игра «Медведь и пчелы»
Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.
Вышел мишка из берлоги, (Медведь выходит вперевалочку.)
Вперевалочку спешит,
Вдруг увидел, у дороги
Дуб развесистый стоит.
Заглянул в дупло несмело, (Заглядывает в дупло, берет мед.)
Зачерпнул душистый мед,
Рассердились в улье пчелы, (Пчелы недовольно летают возле
медведя.)
Что у них украли мед.
– Зум-зум-зум – летят, гудят, (Летят за медведем, медведь
убегает.)
– Зум-зум-зум – догнать хотят.
Пальчиковая гимнастика «Мы шагаем в зоопарке»
Мы шагаем в зоопарке
(указательный и средний пальцы ходят по столу,
Побывать там каждый рад,
(хлопки в ладоши, стук кулачков)
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы,
(загибаем пальцы от большого на правой руке)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(загибаем пальцы на левой руке от большого)
А в руках у нас ружье
(показать руками ружье)
Фотографирует оно.
(изображаем фотоаппарат,
Сделаем всем фото-
Вот охота, так охота!
(сжимаем и разжимаем пальцы).
В результате проведения сюжетно – ролевой игры у детей наблюдалось развитие устной речи, активизировался словарь новыми словами такими как – хищник, вольер, экскурсовод, травоядный, ветеринар. Формировалось умение согласовывать слова, образовывать форму множественного числа существительных. Развивалось умение детей рассказывать по картине, свободное общение детей со сверстниками и взрослым.
Таким образом, игра способна вызвать развитие речи дошкольника, потому что она – действенна, жизненна; развивает речевые механизмы, дополняет их, корректирует и определяет речевое знание, требует постоянного употребления новых слов и усвоение лексических значений.
Ценность сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника заключается в том, что она стимулирует возникновение общения между детьми, формирует их речевые действия, акты поэтапно, заставляет строить их речь правильно, обеспечивает возможность осуществления речевой деятельности на более высоком уровне.
Речевое развитие ребенка формируются в активной игровой деятельности, которая является ведущей. Она определяет его интересы, отношение к действительности, особенности общения и взаимоотношения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по желанию развивать свое общение со сверстниками, реализовывать и углублять свои речевые знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их речевого развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игрына формирование речевого поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.