« Сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности».
« Сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности».
В консультации « Сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности, направленная на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и построение партнерских взаимодействий между детьми» рассматривается сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности.Обозначена роль партнерских взаимодействий детей и педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
« Сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности, направленная на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и построение партнерских взаимодействий между детьми».
Уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию консультацию на тему:
« Сюжетно-ролевая игра, как форма проектной деятельности, направленная на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и построение партнерских взаимодействий между детьми».
I.В начале нашего выступления давайте вспомним, что такое личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
I.Дошкольный возраст- это период первоначального склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.
Немного остановимся на том, что же такое личностно- ориентированное модель взаимодействия.
Взаимодействовать- это значит общаться на равных, учитывая интерес и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами. Цель личностно-ориентированной модели общения педагога и ребенка- содействовать становлению личности, т.е. развитие ребёнка с учетом возрастных и личностных особенностей.
Педагог в личностно- ориентированном процессе выполняет следующие функции:
1.Собеседник (функция эмоциональной поддержки.
2.Исследователь (исследовательская функция).
3.Фассимилятор (педагог строит свои взаимоотношения с ребёнком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании).
4.Эксперт (экспертная, консультативная функция, мнение педагога значимо для детей и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией).
Эксперт (экспертная, консультативная функция, мнение педагога значимо для детей и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией).
Фассимилятор (педагог строит свои взаимоотношения с ребёнком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании).
Собеседник (функция эмоциональной поддержки.
Исследователь (исследовательская функция).
ФУНКЦИИ
Опираясь на индивидуальные особенности детей, в процессе личностно- ориентированного взаимодействия преследуется цель : формирование и развитие жизненных умений и навыков.
Для этого предлагаются следующие формы работы:
проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком;
проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мышления, доказательства им правильной позиции;
построение партнерских взаимоотношений между педагогом и детьми.
ФОРМЫ
РАБОТЫ
проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мышления, доказательства им правильной позиции
построение партнерских взаимоотношений между педагогом и детьми
проведение индивидуальной
работы с каждым ребёнком
II .Теперь рассмотрим вопрос, что такое познавательный интерес?
II. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно-важных проблем.
Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Проблема развития ребёнка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Что же такое познавательный процесс? Это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и её решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Развитие познавательного интереса- сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
В работе над развитием познавательного интереса необходимо учитывать следующие факторы:
создание благоприятного психологического климата в группе;
обеспечение эмоционального комфорта педагогической защищенности каждому ребенку;
Развитие познавательного интереса у детей в большей мере зависит от воспитателя, поэтому к воспитателю предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью.
Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он :
делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребёнке веру в свои силы;
развивать у детей чувство собственного достоинства;
развивать творческие силы детей;
развивает у детей чувство собственного достоинства;
поощряет детей за успехи;
не ослабляет деятельность детей недоверием, негативными оценками.
ВОСПИТАТЕЛЬ СОСТОИТСЯ, КАК ЛИЧНОСТЬ, ЕСЛИ:
поощряет детей за успехи
не ослабляет деятельность детей недоверием, негативными оценками.
развивает у детей чувство собственного достоинства
развивать творческие силы детей
развивать у детей чувство собственного достоинства
делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребёнке веру в свои силы
Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений.
Он должен:
стимулировать каждого ребенка на их поиск;
создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы их использовать свой прошлый опыт;
организовывать поисковую деятельность;
ставить простейшие опыты;
формировать умение наблюдать.
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
ставить простейшие опыты;
создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы их использовать свой прошлый опыт;
формировать умение наблюдать.
организовывать поисковую деятельность;
стимулировать каждого ребенка на их поиск;
Таким образом, показателями познавательного интереса будут, если дети:
думают( анализируют, обобщают, доказывают);
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
Таким образом, работа по развитию познавательного интереса у детей способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
III.Далее перейдем к творческой инициативе в групповых проектах.
III. Детская инициатива, это целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.
Поддержка детской инициативы в условиях ДОУ достаточна актуальная тема, которая ставит перед педагогами задачу развития социально-активной творческой личности ребёнка. Поэтому одной из главных задач, является вовлечение детей в проектную деятельность.
Проектный метод обучения – это одна из личностно-ориентированных технологий, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Что такое проект?
Проект- это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы
Целью проекта является желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы ребенок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться цели. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал, сам ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Проекты:
исследовательские;
творческие;
игровые;
практико-ориентированные;
открытые
нуждаются в постоянном влиянии, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения, делает детей активными участниками, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.
Таким образом, проектная деятельность, является универсальным и уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества педагога и детей способом реализации личностного-ориентированного взаимодействия; играет огромную роль в социально-коммуникативном развитии детей.
IV. Во второй части нашей консультации мы рассмотрим роль сюжетно- ролевой игры в социально- коммуникативном развитии дошкольников в сооответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
1.Какие же задачи социально-коммуникативного развития ставит перед нами ФГОС?
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дете
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
ЗАДАЧИ
СЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
1.Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание,навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
2. Рассмотрим значение игры для детей.
Одной из форм практической деятельности по оптимизации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников являются игровые технологии.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра - ведущий вид детской деятельности.
Уже в раннем возрасте (детстве) ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-то другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению. Общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.
Игровая деятельность как целенаправленный процесс выполняет ряд функций:
креативные;
психологические;
социальные (взаимодействие в рамках определенных норм);
физические (соревновательность и развитие физического потенциала)
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
3. Что такое сюжетно-ролевая игра?
Сюжетно-ролевая игра (у детей)— это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребёнок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и согласовывать их с другими.
Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, позднее в центре их внимания оказываются отношения между взрослыми людьми и, только потом, правила построения этих отношений.
В результате вышесказанного можно выделить развивающие функции игры:
1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Сюжет игры – это та область действительности, которую дети воспроизводят в игровой деятельности. Сюжеты в сюжетно-ролевых играх очень разнообразны и являются отражением конкретных условий жизни ребенка. Выбор сюжета и его содержания, зависит от мотива, который преобладает в его деятельности, но пока еще не характеризует игру полностью.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Правила игры связывают сюжет с обучающей частью игры. Они устанавливаются самими детьми в процессе игры или же оговариваются заранее.
Для того чтобы развернуть сюжет игры, которая отражает деятельность взрослых, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, и нормы отношений, которые существуют в обществе взрослых людей. Игры возникают на основе потребности детей действовать по отношению к предметному миру, не только непосредственно доступному самому ребенку, но по отношению к более широкому миру взрослых.
Педагогу необходимо подготавливать детей, так как ребенок пока не может этого сделать самостоятельно. Ребенок, в свою очередь, начинает более глубоко вникать в смысл, понимает мотивы и задачи деятельности взрослых, а также значение своих действий.
Цель педагогических воздействий - формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания,свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр педагоги осуществляют в двух направлениях:
1.Создание необходимой игровой среды.
2.Непосредственное руководство играми детей.
4.Рассмотрим направления работы в по развитию сюжетно- ролевых игр в разных возрастных группах.
Организация игры в первой младшей группе- формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Формирование условного игрового действия:
условное действие « кормления» с помощью сюжетной игрушки- копии настоящей вещи.
условное действие « кормления» с помощью палочки- действовать предметом- заместителем.
условное действие « кормления», осуществляя движения, напоминающим « кормление ложкой» - действовать с воображаемым предметом.
Приемы руководства игрой
игры-инсценировки;
«игра –рядом»;
совместная игра взрослого с ребёнком, где взрослый партер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Организация игры в возрасте 3-5 лет.
Задачи:
развитие игры каждого ребенка с опорой на его личностные интересы.
действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами.
обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
формировать умение изменять сове ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Принципы формирование сюжетной игры:
Воспитатель играет вместе с детьми.
Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение.
Ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнера.
Формирование игрового действия:
Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера.
Умение осуществлять характерные для роли условные предметные действия.
Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой в старшем дошкольном возрасте? Какие педагогические средства использовать?
Организация сюжетной игры в старшей и подготовительной группах
Сейчас нам бы хотелось подробнее остановиться над организацией и руководством игрой:
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
Задачи:
Овладение новым, более сложным способом построения игры- совместным сюжетосложением( игра- придумывание).
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
По методике Коротковой Надежды Александровны (кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника института развития дошкольного образования Российской академии образования) и Михайленко Нинель Яковлевны выделяют косвенные и прямые приемы руководства сюжетной игрой.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение новых игрушек, создание игровой обстановки до начала игры (что не свойственно в старшем дошкольном возрасте).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей – занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.
Способы взаимодействия педагога-воспитателя с детьми в игре (по А.В.Запорожцу, В.В.Давыдову, Н.Е.Михайленко
Экскурсант» (рядом с детьми) Педагог не принимает активных действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого детьми.
«Ведомый» (вместе с детьми) Педагог непосредственно включён в игру. Он принимает роль и действует согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает сюжетные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и даётся толчок дальнейшему ходу игры.
«Игрок» (партнер детей) Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у детей и чёткая работа педагога. Педагог самостоятельно определяет свои действия в игре, сам разрабатывает личные и командные легенды на основе сюжетных установок.
Типы игрового оборудования
Для каждой возрастной группы выделяется в соответствии с сюжетообразующими функциями три типа игрового материала.
1. «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
2. «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
3. «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
Содержательно-насыщенной- включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
Трансформируемой- обеспечить возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифукциональной - обеспечить возможность разнообразного использования составляющих РППС 9например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников ( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как СанПиН и правила пожарной безопасности.
Таким образом, игры дают детям навык совместной работы, что очень важно для ребенка в дальнейшем. Особенность игровой деятельности заключается в ее добровольности. Еще одной особенностью является высокая активность и контактная зависимость участников. Однако нельзя забывать, что игра — чуть ли не единственный вид деятельности, где развиваются не отдельные способности, а способности к творчеству в целом.
Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов. Игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на эмоциональную стабильность, на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Воспитателю необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка, создавать радостную атмосферу.
Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы.
Таким образом, игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
VI. Предлагаем вашему вниманию видеоролик сюжетно –ролевой игры «Путешествие по родному городу»