Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста»
Относительно дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояние человека, в т. ч. выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, и, наконец, оказывать реальное содействие.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является сказка, которая воздействует на чувства и разум
ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Не случайно некоторые исследователи дошкольный возраст называют возрастом сказок.
Роль народной, литературной и дидактической сказки в формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию неоценима.
Рассматривая сказку как источник жизни, нельзя не отметить силу ее эмоционального воздействия на детей. Сказка вводит ребенка в некие воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В педагогической практике очень важно использовать потенциальную способность сказки актуализировать все органы чувств человека.
Сказка как произведение искусства становится важным средством психотерапии, потому что ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
Как культурное наследие человечества сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, так как она передается из уст в уста, отражает социокультурную жизнь, лучшие черты этносов и ориентирует детей на общечеловеческие и народные ценности (в их числе – доброта, отзывчивость, чуткость, гуманизм и пр.). Каждая сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, содействует приобщению развивающейся личности к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Вариативная природа сказки побуждает слушающего к собственной, индивидуальной
интерпретации сюжета, образов, характеристике действующих лиц, их оценке, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным воспитательным средством. Сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности. Сюжет очень динамичен, приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное, проявлять сложную гамму чувств и пр.
Оптимизм сказок позволяет внушить детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом и несправедливостью, в том, что страдания главных героев являются временными и за ними следует радость и счастье как результат их человечности, отзывчивости и чуткости по отношению к окружающим и пр. Поучительность и назидательность сказок способствуют формированию определенных нравственных ценностей, идеала мужественности и женственности: для девочек это красна девица (умница, рукодельница и красавица), для мальчиков – добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый и пр.). Кроме того, в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо очень хорошие, либо очень плохие. Это важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра
и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Для сказок характерна голографичность образных построений: можно представлять мироздание в его трехмерном пространственном измерении (высота, ширина, длина), описывать макромир и микромир, небесный, земной и подземный миры, а также неживую, живую природу и человеческое общество, показывать события в разных временных измерениях (прошлое, настоящее и будущее), в малом являть большое, в локальном – глобальное, а в микросюжете отражать макропроблемы. В педагогической практике эта особенность сказки может быть использована для формирования целостного мировоззрения слушателей и их духовно-нравственной культуры.
Опираясь на имеющийся опыт в области дошкольного образования с целью развития эмпатии у старших дошкольников посредством сказок, предлагаем использовать
следующие методы и приемы:
«Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты знакомых сказок и концовки к ним с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим); «Любимые герои сказок» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);
«Книга сказок» (составляется из детских рисунков с изображением сказочных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости их поступков); «Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художником - иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);
«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);
«Коллаж из сказок» (позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для оружающих);
«Красна девица и добрый молодец» (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок; составляется словесный портрет из добродетелей главных героев);
«Путешествие» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения); «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать
«волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр. Итак, ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной деятельности. В дошкольном детстве сопереживание – один из
главных механизмов воспитания нравственных чувств.
Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания.