kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал будет полезен родителям дошкольников и педагогам ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста»

Относительно дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояние человека, в т. ч. выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, и, наконец, оказывать реальное содействие.

Одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является сказка, которая воздействует на чувства и разум

ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Не случайно некоторые исследователи дошкольный возраст называют возрастом сказок.

Роль народной, литературной и дидактической сказки в формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию неоценима.

Рассматривая сказку как источник жизни, нельзя не отметить силу ее эмоционального воздействия на детей. Сказка вводит ребенка в некие воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В педагогической практике очень важно использовать потенциальную способность сказки актуализировать все органы чувств человека.

Сказка как произведение искусства становится важным средством психотерапии, потому что ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

Как культурное наследие человечества сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, так как она передается из уст в уста, отражает социокультурную жизнь, лучшие черты этносов и ориентирует детей на общечеловеческие и народные ценности (в их числе – доброта, отзывчивость, чуткость, гуманизм и пр.). Каждая сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, содействует приобщению развивающейся личности к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Вариативная природа сказки побуждает слушающего к собственной, индивидуальной

интерпретации сюжета, образов, характеристике действующих лиц, их оценке, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным воспитательным средством. Сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности. Сюжет очень динамичен, приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное, проявлять сложную гамму чувств и пр.

Оптимизм сказок позволяет внушить детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом и несправедливостью, в том, что страдания главных героев являются временными и за ними следует радость и счастье как результат их человечности, отзывчивости и чуткости по отношению к окружающим и пр. Поучительность и назидательность сказок способствуют формированию определенных нравственных ценностей, идеала мужественности и женственности: для девочек это красна девица (умница, рукодельница и красавица), для мальчиков – добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый и пр.). Кроме того, в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо очень хорошие, либо очень плохие. Это важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра

и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Для сказок характерна голографичность образных построений: можно представлять мироздание в его трехмерном пространственном измерении (высота, ширина, длина), описывать макромир и микромир, небесный, земной и подземный миры, а также неживую, живую природу и человеческое общество, показывать события в разных временных измерениях (прошлое, настоящее и будущее), в малом являть большое, в локальном – глобальное, а в микросюжете отражать макропроблемы. В педагогической практике эта особенность сказки может быть использована для формирования целостного мировоззрения слушателей и их духовно-нравственной культуры.

Опираясь на имеющийся опыт в области дошкольного образования с целью развития эмпатии у старших дошкольников посредством сказок, предлагаем использовать

следующие методы и приемы:

«Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты знакомых сказок и концовки к ним с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои, – ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим); «Любимые герои сказок» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);

«Книга сказок» (составляется из детских рисунков с изображением сказочных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости их поступков); «Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художником - иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);

«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);

«Коллаж из сказок» (позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для оружающих);

«Красна девица и добрый молодец» (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок; составляется словесный портрет из добродетелей главных героев);

«Путешествие» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения); «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать

«волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр. Итак, ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной деятельности. В дошкольном детстве сопереживание – один из

главных механизмов воспитания нравственных чувств.

Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания.



Педагог-психолог:

Непомнящая А.А.














Консультация для родителей

от педагога-психолога:

«Сказка, как условие

развития эмпатии у детей»






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Сказка как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста

Автор: Непомнящая Анастасия Андреевна

Дата: 24.02.2020

Номер свидетельства: 540956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Любовь к труду воспитывать с детства"
    ["seo_title"] => string(31) "liubovktruduvospityvatsdietstva"
    ["file_id"] => string(6) "282752"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453731723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация "Развитие эмоций у детей 4-6 лет в совместной с педагогом деятельности" "
    ["seo_title"] => string(96) "konsul-tatsiia-razvitiie-emotsii-u-dietiei-4-6-liet-v-sovmiestnoi-s-piedaghoghom-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174318"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "« Транспорт – какой он?»"
    ["seo_title"] => string(16) "transportkakoion"
    ["file_id"] => string(6) "262263"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449305980"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Использование приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»»"
    ["seo_title"] => string(44) "ispolzovanie_priioma_triz_ozhivshie_predmety"
    ["file_id"] => string(6) "516995"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563819953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства