Просмотр содержимого документа
«Сказка в жизни ребёнка»
Сказка в жизни ребёнка
Сказки играют колоссальную роль в воспитании и развитии ребенка. В сказках содержится богатейший смысл, сказки учат эмоциональному переживанию, отзывчивости, умению анализировать, без сомнения развивают внимание и память. То есть, в сказках заложен, как нравственный, так и развивающий аспекты.
Сказки базируются на базовых философских понятиях о добре и зле. И только вовремя сделанный акцент педагога или родителя позволяет ребенку глубже понять произведение и обратить внимание на те смыслы, которые в ней скрыты, раскрыть отношения между персонажами, точнее понять сказочный сюжет, понять причины определенных поступков и их последствий. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Без пояснений взрослого сказка проходит вскользь, оставляя только эмоционально окрашенные переживания. Читая сказку, взрослому крайне необходимо учить маленького слушателя анализировать услышанное, обращаться к его собственным переживаниям.
Слушая сказки, дети отождествляют себя с главными героями, поэтому важно делать акцент на положительных героях, таким образом малыш перенимает его нравственные качества. Как правило, ребенок отождествляет себя с тем персонажем, который близок ему по личностным качествам, используя это знание психологи применяют метод сказкотерапии, который позволяет ребенку расстаться со множеством внутренних зажимов, избавиться от страхов и скорректировать поведение «волшебным способом»
Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
образное мышление;
активную речь;
внимание;
умение связно выразить мысль;
творческие способности и фантазию;
все виды памяти;
умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Малыши до трех лет улавливают мимические перемены взрослого, интонационные переходы, так они знакомятся с мимикой и жестами, им нравится самим подражать голосам животным, дети с охотой подключаются к жестикулированию.
С трех до пяти у детей сохраняется конкретность мышления, поэтому лучше подбирать сказки с простым и понятным сюжетом.
После пяти лет у ребенка активно формируется способность к эмпатии, к более глубокому сопереживанию, нежели до 5 лет. И это умение сопереживать, сочувствовать неоценимо для последующего жизненного пути маленького слушателя.
Чтение сказок – это больше, чем приятное времяпрепровождение, они раскрывают мир маленького слушателя и открывают новые возможности для их родителей! Читайте сказки, обсуждайте их вместе с ребенком, придумывайте свои сказочные истории, и вы увидите, какими теплыми станут ваши отношения с ребенком, как обогатится его речь и интеллектуальные навыки.