Просмотр содержимого документа
«"Сказки А.С.Пушкина"»
"Сказки
А.С. Пушкина"
Проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 6
Сердюкова И.В.
2021 год
Введение
Актуальность
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин.
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Цель проекта: Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.
Задачи проекта:
Дети
- познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Родители
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересованность родителей жизнью детского сада.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой, групповой.
Продолжительность: 5 месяцев.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к творчеству Пушкина; - развитие познавательной активности; - расширение кругозора; - развитие творческих способностей; - формирование эмоциональной отзывчивости;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Содержание проекта
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
- Обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр;
- оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам А.С. Пушкина;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- организация выставки книг с привлечением родителей «Наши любимые сказки»;
- разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?»;
- опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте А.С. Пушкине и его произведениях;
- выявить базовый словарный запас по теме;
- разработка сценария итогового мероприятия.
2. Основной этап – непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
- Речевое развитие:
1.чтение сказок А.С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке».
«У лукомория дуб зеленый»
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зеленый»
«Ветер, ветер, ты могуч…»
- Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассматривание портрета А.С. Пушкина.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:
«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!»
«Воротился старик к старухе»
«Избушка там, на курьих ножках» «Там ступа с бабою ягой
«Царевна - Лебедь»,
«Бочка по морю плывет»
«Тридцать три богатыря» И. Билибин,
3. Речевые подвижные игры:
«Шмель»,
«Подводное царство» эвримическая композиция (музыка К. Сен-Санса),
Игры на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».
4. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
5. Дидактические игры:
«Золотая рыбка»,
«Шифровки»,
«Скажи наоборот»,
«В синем море-океане»,
«Кого не стало?»,
«Подбери схему»,
«Вспомни сказку»,
«Кто скорее?»,
«Составь и прочитай слова»,
«Волшебные предметы»,
«Найди предметы из сказок Пушкина».
6. Конкурс чтецов отрывков из произведений А.С. Пушкина.
7. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.
- Познание:
1. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина.
2. Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке»,
4. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина:
«Детство А.С. Пушкина и его семья»
«Откуда брались сказки».
5. Математическая игра по мотивам сказок А. С. Пушкина
«Убери лишнее»;
«Назови последовательность»;
игры со счётными палочками – выкладывание кораблика, рыбки;
игра «Посчитай-ка»;
- Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка:
«Золотая рыбка»,
«Царевна Лебедь».
«Зеркальце»
«Золотой петушок»
«Лукоморье»
Рисование:
«Царство золотой рыбки,
«Царевна Лебедь»,
«Свет, мой зеркальце»,
«Золотой петушок»,
«Лукоморье»
3. Аппликация, ручной труд:
«Золотая Рыбка»,
«Царевна Лебедь»
«Зеркальце»
«Золотой петушок»,
«Коллаж по сказкам А.С.Пушкина
4. . Конструктивная деятельность:
«Сказочные дворцы»,
«Новый дом для старухи».
5. Слушание музыки:
«Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,
русская народная песня «Во саду ли, в огороде»,
6. Импровизация:
Полет насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова,
«Образ Белки».
7. Игра-драматизация:
«У самого синего моря»,
«Свет мой, зеркальце»,
«В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»,
«Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
8. Игра на музыкальных инструментах:
«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия,
- Физическое развитие:
Подвижная игра «Ручеёк»;
игра – эстафета «33 богатыря»;
малоподвижная игра «Летает, ползает, плавает».
- Здоровьесберегающие технологии:
дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…»,
гимнастика для глаз «Шмель»
мелкая моторика: штриховка, раскрашивание, рисование по клеткам героев сказок А.С.Пушкина
3. Завершающий этап
- оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина «Путешествие по сказкам»;
- оформление фото выставки по следам проекта;
- подведение итогов совместной деятельности, обобщение результатов.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации
НОД
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с родителями
Подготовительный
С 11 по 15 января
Изучение биографии писателя.
Подбор детской художественной литературы.
Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятии, наборы игрушек.
Беседас детьми о творчестве писателя.
Рассматривание иллюстраций произведений А.С.Пушкина
Дидактические игры:
«Из какой сказки?», «Сложи картинку»
Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.С.Пушкина»
Пополнение библиотеки группы книгами.
Основной
С 18 по 29 января
Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Просмотр мультфильма
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Беседа по сказке.
Художественное творчество: рисование «Царство золотой рыбки»;
лепка «Золотая рыбка»;
ручной труд «Золотая рыбка»
Игра – драматизация «У самого синего моря»
Викторина по сказке
Рассматривание иллюстраций «Сказка о рыбаке и рыбке»
Игра – драматизация «Свет мой, зеркальце…» Викторина по сказке
Рассматривание иллюстраций
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях »
Дыхательная гимнастика
«Ветер, ветер, ты могуч…»
Дидактические игры:
«Скажи наоборот»,
«Сложи картинку»,
«Шифровки».
Подвижные игры:
«Передай, не урони», «Кони быстрые»
Выставки
Рисунки
«Свет мой зеркальце»
Лепка «Зеркальце»
Аппликация «Зеркальце»
Апрель
Чтение сказки «Сказка о золотом петушке»
Просмотр мультфильма
«Сказка о золотом петушке»
Беседа по сказке.
Художественное творчество: рисование «Золотой петушок»;
лепка «Золотой петушок»;
оригами «Золотой петушок»
Игра – драматизация «Царствуй лежа на боку..»
Игра на музыкальных инструментах «Петушок»
Викторина по сказке
Рассматривание иллюстраций
«Сказка о золотом петушке»
Пальчиковая игра:
«Петушок» (Пальч. Игры стр.35).
Дидактические игры:
«Из какой сказки»,
«Сложи картинку»,
«Что сначала, что потом?»,
Подвижные игры:
«Летает, ползает, плавает», «Петушиные бои»
Выставки
Рисунки «Золотой петушок»
Лепка «Золотой петушок»
Оригами «Золотой петушок»
Результативный
Май
Чтение «У лукоморья дуб зеленый»
Беседа по прочитанному.
Художественное творчество: рисование «Лукоморье»;
Лепка
«Лукоморье»;
аппликация «Коллаж по сказкам А.С.Пушкина»
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
Рассматривание иллюстраций
«У лукоморья дуб зеленый »
Пальчиковая игра:
«Дуб» (Пальч. Игры стр. 19).
Дидактические игры:
«Найди отличия»,
«Сложи картинку»,
«Мои любимые сказки»
Выставки
рисунки «Лукоморье»
лепка «Лукоморье»
аппликация «Коллаж по сказкам А.С.Пушкина»
Заключение
Подводя итоги проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Ребята овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач. Родители детей принимали активное участие в реализации данного проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.
Литература
1. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974г.
2. А. Самарцев. «А.С.Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова « Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание №1.1999 г.
7. Г.Светлова А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.