Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель - это район, который состоит из 27 деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в 60 километрах от Москвы.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.
Технология изготовления изделий гжель
Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок). Потом он украшал изделия лепниной (небольшими отдельно слепленными изделиями). Украшал мастер крышку у чайника или сахарницы в виде головы птицы
Потом изделие сутки сушили.
Потом изделие обжигали в муфельной печи для того, чтобы оно стало прочным.
Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» – значит «жечь», «обжигать».
После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи.
Дальше расписанное изделие погружаю в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. Температура в печи достигает 1250°-1350°. Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. После печи узор приобретает множество синих оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «мазок с тенью». Одним движение кисти художник рисует мазок, который с одной стороны тёмно-синий с другой нежно - голубой.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Растительный рисунок считается классическим для гжели. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.
Элементы гжельской росписи
Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами.
Простые элементы гжельских узоров:
Точки, штрихи и линии
Бордюры - также простейшие орнаменты, но необходимо уловить их закономерность.
Узорными строчками оформляют края и мелкие детали фарфоровых изделий.
Капельки, этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов.
Следующие элементы гжельских узоров- линии
Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков.
Если соединить некоторые элементы, то можно получить цветок или листик на стебельке.
Сложным элементом росписи считается мазок с тенью
Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавном переходе цвета - от темного к светлому.
Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и получится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой, ее форма - лопаточка.
Фигурные мазки с тенью
Таким приемом можно рисовать лепестки, цветы, листья, перья.
Рисование птицы в стиле Гжель:
Эту птицу можно рисовать только кистями, а в последнем шаге - где тоненькие завитки, можно использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.