Просмотр содержимого документа
««Сказочное путешествие»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 70 (дошкольные группы)
ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие».
Воспитатель
Алдошина Е.С.
Липецк, 2018 г.
Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование. Обучающие задачи: - закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки; - закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования; - закрепить приемы нетрадиционного рисования; Развивающие задачи: - развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки; - развивать умение придумывать конец знакомой сказки; - развивать внимание, память, воображение, мышление; - развивать речь, активизировать словарь; - развивать мелкую моторику, двигательную активность; Воспитательные задачи: - воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы; - воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность; - формировать интерес и любовь к устному народному творчеству. Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок. Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая технология, технология «ТРИЗ». Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья. Сказочниц Марья: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца? Дети: Да. Сказочница Марья: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей? Дети: Нет. Сказочница Марья: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)
2. Дидактическая игра «Угадай сказку». Сказочница Марья. Что это? Дети: Мешочек. Сказочница Марья: А мешочек не простой, Он волшебный, вот какой! Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.
3. Беседа о сказках. Сказочница Марья: Ребята, а какие это сказки? Дети: Русские народные. Сказочница Марья: Почему сказки называются народными? Дети: Потому что их сочинил русский народ. Сказочница Марья: Что такое сказка? Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы. Сказочница Марья: А как можно сказать о сказке, какая она? Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т.д. Сказочница Марья: А как сказки заканчиваются? Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями. Сказочница Марья: Молодцы ребята!
4. Отгадывание загадок. Сказочница Марья: Покатился дальше наш волшебный клубочек. (На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком). Сказочница Марья: Куда прикатился наш клубочек? Дети: К яблочку. Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко. - Катись, катись, яблочко наливное, По серебряному блюдечку. Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.) А теперь загадки отгадайте. Сидит в коробе девочка, У мишки за спиной; Он сам того не ведая, Несет ее домой («Маша и медведь»). Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса») Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Сказочница Марья: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!
5. Дидактическая игра «Собери сказку». Сказочница Марья: Катится дальше наш клубочек. Куда это он прикатился? На полянку. Ой! Что это такое? (На полу лежат разрезные картинки.) Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах! Все картинки он порвал. С лешим в чехарду играл. Помогите их собрать Сказку русскую назвать! Сказочница Марья: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их). Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят». Сказочница Марья: Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!
6. Моделирование сказки. Сказочница Марья: Идем дальше. Ой, ребята клубочек через ручеек перекатился, а мы с вами перепрыгнем. Сказочница Марья: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку. Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. И жильцов своих всех ждет, Кто за кем сюда придет? Назовите сказку. Дети: Теремок. Сказочница Марья: Мы ее покажем с помощью моделирования. (Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)
7. Придумывание конца сказки. Сказочница Марья: Наш клубочек катится дальше. Ребята кто это? Дети: Курочка Ряба. Сказочница Марья: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки. Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки). Сказочница Марья: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.
8. Затруднение в игровой ситуации. Сказочница Марья: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой. Сказочница Марья: Ой, кто это такой круглый, да ладный? Дети: Колобок. Сказочница Марья: Колобок ты почему такой грустный? Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей. Сказочница Марья: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.) Сказочница Марья: Ребята, какой формы колобок? Дети: Круглой. Сказочница Марья: А чем можно рисовать? Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком. Сказочница Марья: А теперь разомнем наши пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
10. Художественно-продуктивная деятельность. Сказочница Марья: Начинайте рисовать колобков. Звучит спокойная музыка. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса. Сказочница Марья: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята. Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей. Сказочница Марья: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)
11. Итог непосредственной образовательной деятельности. Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись) Сказочница Марья: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра. Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали? Сказочница Марья: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку. Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет. Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве? Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей. Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут. Сказочница Марья: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой. Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка». Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.) Сказочница Марья: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве? Дети: Да. Сказочница Марья: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.