Просмотр содержимого документа
«Схема тела как основа формирования произвольности и пространственных представлений у детей»
Схема тела как основа формирования произвольности и пространственных представлений
Начало осознания окружающего мира маленький человек начинает с осознания себя.
Схема тела – это сложный вид чувствительности, структура психики, отражающая устройство собственного тела человека. Схема тела дает представление человеку о границах с внешним миром, его ориентировке в окружающем пространстве в каждый момент времени. Схема тела – это сложное новообразование, имеющее физиологический, психологический, социально-оценочные аспекты. Схема тела это база самосознания, выделения человеком себя из окружающего мира – осознанность и произвольность психической деятельности. Это ядерное звено развития системы пространственных представлений и квазипространственных представлений, которые нельзя пощупать:
Устная речь
Освоение письма и чтения
Освоение счета
Что дает человеку сформированная схема тела?
Репертуар навыков (бытовых, профессиональных, спортивных и пр.)
Развитие произвольного контроля, речи, памяти, внимания, умение преодолевать стереотипии в поведении
Чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки, раскрепощенность.
Как отмечают известные ученые психологи: «В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления…»
Итак, развивая с ребенком схему тела, взрослый инициирует мироустроительную работу маленького человека.
Построение системы координат – сразу после появления ребенка на свет – материнский фольклор (организация и осознание телесного опыта)
Пестушки, потешки, приговорки сопровождают телесные игры с ребенком
Мать помогает ребенку телесно прожить отдельные части тела (пальцы рук, ладони, голова, ноги и пальцы ног) в контакте с ее руками
Также – многократное ритмичное, напевное называние частей тела
«Я», «Я есть» - устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных и вестибулярных ощущений.
Образ телесного «Я» необходим для умственного и личностного развития ребенка:
Образ «Я» - база для развития личности. Он появляется через выделение ребенка матерью (Я есть). Обязательный контакт глазами.
2. Формирование понятия края – древний архитипический момент: «Придет серенький волчок и укусит за бочок…», пространство внешнего и домашнего (внутреннего) мира разграничивается, строится система грани, система координат «здесь», «там». Базовое чувство опасности. Это для маленьких.
3. Дети постарше тоже очень любят игры, связанные с телом: «Куча мала», катание с ледяных гор, хороводы и «ручейки» - групповое взаимодействие, познание социальных норм и правил, приучаются к телесному взаимодействию с другими детьми. Как педагог-психологу могу рекомендовать книгу:
Захарова И.Ю., Моржина Е.В. «Формирование представлений о теле», 2019 год
Все, о чем говорилось выше, закладывает основу, базис в маленьком возрасте для формирования пространственных представлений:
Пространство собственного тела
Предметы относительно меня
Предметы относительно друг друга
Квазипространство (Счет, письмо, речь)
Практические приемы:
Рисование на вертикальных поверхностях (на рулоне обоев, прикрепленном к стене, рисовать одной рукой, двумя руками, на стенке холодильника, на мольберте и.д.)
Игры в мяч – первый друг ребенка. Надувной мяч разных размеров для малоактивных детей, набивные мячи для гиперактивных детей. Мяч можно изготовить самим. Разные упражнения – перекатывания, скатывания с горы, помай и брось, попадание в цель, чеканка, упражнения на фитболе и др. Размеры мячей от 3 см и выше в зависимости от предназначения.
Что изучать родителям – накапливать репертуар фольклорных игр с телом, игры на развитие мелкой и крупной моторики, игры с безопасным зеркалом, с помощью игр мотивировать детей к труду, 15 – 20 минут игр физической активности в день, больше можно, меньше нельзя.