Просмотр содержимого документа
«Слушание музыки у дошкольников младшего возраста»
Слушание музыки у дошкольников младшего возраста.
Самый важный путь развития музыкальности у детей дошкольного возраста – слушание музыки. И начинать приучать детей слушать музыку надо с маленького возраста. Дети уже на первом и втором году жизни с удовольствием откликается на музыку. Он может различать характер и воспринимать ее эмоциональное содержание. Малыши знакомятся с инструментальными и вокальными произведениями разного характера и испытывают определенные чувства к музыке. Это развивает интерес и любовь к музыке, воспитываются зачатки музыкального вкуса. В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. У четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы. Важное место по Слушание музыки занимает репертуар. Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания. Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы. Например русские нар. песни ласкового колыбельного характера («Баю-баю», «Петушок», «Ладушки»). Особое место занимают народные плясовые мелодии («Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла» и т.д.). Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова) Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка» Грига, «Смелый наездник» Шумана, марши Шуберта и т.д.) Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди них Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Александров). Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова. Значительную художественную ценность представляет музыка русского классика Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр. Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.Темы организуют процесс формирования музыкального восприятия детей. Последовательность тем вводит ребенка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, и, кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления и они могут быть выражены средствами музыкальной выразительности. В основе программы лежат три основные темы.
Первая тема: «Какие чувства передает музыка?»
Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая). Детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Так эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки.
Вторая тема: «О чем рассказывает музыка?»
(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях); Детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.
Третья тема: «Как рассказывает музыка?»
Детей знакомят с языком музыки, это: (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения). Используются стихи, близкие и созвучные с образами музыкального произведения. О музыке нельзя говорить бытовым языком, поэтому стараться использовать литературные тексты, чаще стихотворные, в которых в сжатой форме сконцентрирован музыкальный образ. Итак: детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности — музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Конечно, разделение тем очень условно, так как, привлекая внимание детей к одной из них, педагог затрагивает и другие темы.
Перед прослушиванием пьесы Д. Кабалевского «Кавалерийская» читается отрывок стихотворения С. Маршака: Как в бою, в лихой погоне Раздается стук копыт. Это кони, кони, кони, Наша конница летит. Перед прослушиванием "Песни жаворонка" П. Чайковского используются такие стихи: На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: - Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны! Малышам при установке на игровую деятельность можно применить:"«Веер нас зовёт в кружок, становись скорей дружок, значит нас детвора ждёт весёлая игра». А при слушании музыки вот так:
Все готовьте ушки, глазки, Мы расскажем вам, друзья, Что без музыки и песни Жить на свете нам нельзя.
Музыка (музыка Г. Струве, слова И. Исаковой) Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку, - Видишь, тучка в небе хмурится - Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучи, и у дождика, И у маленького зёрнышка - Тоже музыка своя. Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку…
Слушание музыки в детском саду — это основной путь развития музыкальности у детей дошкольного возраста и начинать его надо как можно раньше.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
["file_id"] => string(6) "362708"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1480157423"
}
}