Слушание музыки, важный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Слушание музыки, важный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как научить ребенка любить музыку, как сделать, чтобы музыка выполняла свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слушание музыки, важный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста»
Слушание музыки, важный вид деятельности для детей старшего
дошкольного возраста
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как научить ребенка любить музыку, как сделать, чтобы музыка выполняла свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Основная цель слушания музыки, как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры. Развитие восприятия музыки связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей. У детей старшей и подготовительной групп приобретены некоторые навыки слушания музыки: умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании. Уже тогда, когда у детей появляется заинтересованность содержанием музыкальных произведений и рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка - очень важно научить детей по-настоящему вслушиваться в музыку и размышлять о ней. У детей старшего дошкольного возраста вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.
Музыкальному руководителю, учитывая способность детей старшего дошкольного возраста длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, на занятиях больше отводить времени, посвященном слушанию музыки. В занятие включать произведения больше вокальных, чем инструментальных произведений, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут. На детей большое внимание оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем мире. Музыкальный руководитель в развитии музыкального восприятия использует методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядно-слуховой –заключается в прослушивании музыки. Зрительной - имеет вспомогательное значение. Сюда входит: показ игрушек, олицетворяющих персонажей пьесы или песни, а также показ иллюстраций, репродукций картин, близких по настроению прослушиваемой музыки. Книжные иллюстрации, репродукции картин применяются в работе со старшими дошкольниками. Поэтические картины природы, труд человека, различные явления действительности, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие. Например, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети. Слушая танец или марш, ребята могут показать карточку с условным обозначением.
Словесный метод - раскрывает содержание произведения, помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.
Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Перед тем как познакомить детей с инструментальной музыкой, педагог в нескольких словах знакомит детей с ее содержанием. Предварять прослушивание музыкального произведения может стихотворение, если оно созвучно ему по настроению. Если произведение несложное, доступно пониманию детей (например, «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского), педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. Беседа также может включить в себя сведения о композиторе, жанровой принадлежности произведения. В беседах необходимо, чтобы дети поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.
В восприятии музыки эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.
Музыкальному руководителю на занятиях можно использовать для восприятия следующие приемы:
Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений.
Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.
Прием «цвет-настроение».
Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.
Прием оркестровки музыкальных произведений.
Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.
Прием передачи характера музыки в движении.
Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.
Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Это придает занятию живость, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.
Итак, музыкальному руководителю, необходимо использовать этот вид музыкальной деятельности в развитии детей. Благодаря слушанию музыки, у детей развивается интерес, любовь к музыке, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
["file_id"] => string(6) "362708"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1480157423"
}
}