Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми
Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, удельный вес острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди всех острых заболеваний у детей составляет почти 90%. Это вызывает серьезные опасения, поскольку вирусные респираторные инфекции задерживают нормальное развитие растущего организма, зачастую приводят к серьезным осложнениям, нарушают социальные функции ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми»
Содержание и методика проведения занятий по физкультуре с часто болеющими детьми
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, удельный вес острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди всех острых заболеваний у детей составляет почти 90%. Это вызывает серьезные опасения, поскольку вирусные респираторные инфекции задерживают нормальное развитие растущего организма, зачастую приводят к серьезным осложнениям, нарушают социальные функции ребенка.
В то же время, по мнению ряда авторов (И.Н. Захаровой, Л.С. Намазовой, Н.Ю. Сотниковой, В.Ф. Учакина и др.), формирование здоровья ребенка управляемо, особенно с помощью целенаправленного воздействия средствами физического воспитания. Становится очевидным, что для каждого ребенка в зависимости от возраста, пола, исходного состояния иммунной системы и уровня физической подготовленности необходим оптимальный по дозировке набор средств физического воспитания и методов оздоровительной физической культуры.
Есть данные, позволяющие говорить об эффективном воздействии систематических занятий оздоровительной физической культурой на развитие организма ребенка, в результате чего улучшается состояние здоровья. На наш взгляд, наиболее актуальна на данный момент проблема разработки методики индивидуально-дифференцированного подхода к ослабленным и часто болеющим детям. В практике дошкольного воспитания данная задача реализуется двумя путями:
открытие санаторных или специализированных групп для часто болеющих детей (ЧБД), работающих по специальным программам;
дифференциация требований к детям с учетом их уровня здоровья и физической подготовленности.
Второй путь более распространен, но сложен в организации и требует серьезного подхода к продумыванию методики проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми.
Индивидуально-дифференцированный подход к ослабленным и часто болеющим детям должен заключаться не столько в ограничении нагрузок (физических, интеллектуальных), сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий психофизиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием условий психологического комфорта для жизнедеятельности детей в условиях ДОО и семьи.
Целесообразная организация любого вида деятельности ослабленных детей должна предусматривать свою, индивидуальную, зону «ближайшего развития», что позволит им не оставаться длительное время на уровне сниженных требований, а постепенно совершенствоваться.
Анализ уровня физического развития и объема двигательной активности показал, что среди детей с нарушениями в состоянии здоровья более половины имеют низкий уровень двигательной активности; одна треть — отстают в развитии движений, особенно в таких видах, как бег, прыжки, метание и др. У этих детей значительно снижена общая выносливость, в том числе мышц спины и живота.
Дети, имеющие несущественные функциональные отклонения со стороны отдельных органов или физиологических систем, не освобождаются от физкультурных занятий без достаточных оснований и заключения врача. Однако нагрузки, связанные с выполнением ими упражнений высокой интенсивности, ограничиваются на определенное время.
Таким образом, щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию с ослабленными детьми состоит в том, что для них ограничиваются или исключаются упражнения, выполняющиесяв быстром темпе (скоростной бег, игры с элементами соревнования), а также двигательные действия, связанные с выполнением значительных силовых и статических нагрузок.
Опираясь на научные данные Л.Г. Голубевой, Ю.Ф. Змановскош, М.Н. Кузнецовой, З.С. Макаровой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко и др. и результаты собственных исследований, в содержание двигательной деятельности часто болеющих и ослабленных детей мы включаем:
общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение органов;
упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких (дыхательная гимнастика на занятиях, прогулках, во время утренней гимнастики);
дозированный бег, ходьбу со сменой темпа и направления, ходьбу в чередовании с бегом, которые широко используются для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем;
упражнения с различными предметами: гимнастическими палками, мячами разных размеров, обручами;
упражнения, выполняемые у гимнастической лестницы (шведской стенки), с использованием тренажеров и оздоровительно-реабилитационного и физкультурного оборудования фирмы «Аконит»;
упражнения, улучшающие местноекрово и лимфообращение и повышающие физические и физиологические возможности (приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересеченной местности и др.);
оздоровительный бег по территории детского сада (в сред- не-медленном темпе, со скоростью 1,2—1,5 м/с) по индивидуально разработанным маршрутам (различной продолжительности и сложности);
упражнения на мышечное и психическое расслабление, регулярно проводимые после достаточно интенсивных (адекватных возможностям ребенка) физических нагрузок;
проведение утренней гимнастики, подвижных игр (ежедневно), минимум одного физкультурного занятия в неделю на прогулке, интенсивной прогулки или динамического часа (два раза в неделю);
-— проведение занятий по познавательному развитию в динамическом режиме с учетом динамики работоспособности ослабленных детей.
В ряде случаев первопричиной возникновения некоторых
соматических заболеваний ока-
зываются нарушения со стороны нервной системы у часто болеющих детей. Поэтому, чем раньше начинает осуществляться комплекс психогигиенических мероприятий, тем более эффективными будут результаты всей оздоровительной работы. Крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Только на фоне положительного настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его функционального состояния и психологического статуса в запланированные сроки.
Как показали исследования, немаловажную роль в решении вышеназванной задачи играет цвето и светотерапия. Для регулирования психоэмоционального состояния часто болеющих и ослабленных детей мы используем следующие приемы:
— «радужный коридор» — проходная комната (1 м 50 см х 6 м), соединяющая физкультурный зал с общим коридором детского сада, в покраске которой использовано семь цветов радуги (полосы шириной 50 см, идущие снизу вверх). Во время движения в зал по «радужному коридору» (от холодных тонов к теплым) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается положительный эмоциональный настрой на занятие физкультурой. Возвращаясь с занятия и проходя коридор в обратном направлении (от теплых тонов к холодным), дети успокаиваются, постепенно ослабевает их психическое и физическое возбуждение;
«сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги, закрепленных под потолком на специальном держателе. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений (после вводной части, ОРУ, основных видов движений) ослабленным детям предлагается пройти 2—3 раза через «сухой дождь» от синих лент к красным. После подвижной игры — в обратном направлении;
«цветные островки» — индивидуальные коврики (60 см х 1 м 20 см) холодных (синего) и теплых (желтого) тонов. Гимнастическиеупражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения в конце занятия — на «холодных»;
«цветная поляна» — два ковра (каждый по 3 х 4 м) зеленого и красного цвета для групповых занятий с детьми. Терапевтический эффект цвета во всех описанных случаях
заключается в регулировании
психоэмоционального состояния
детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка.
Цветотерапевтический эффект используется и при подборе спортивных костюмов детей. Замечено, что дети ослабленные, с пониженным уровнем двигательной активности и нестабильным эмоциональным состоянием более комфортно себя чувствуют в одежде ярких цветов. Поэтому нами приобретены комплекты из спортивной майки и трусов красного цвета. Детям же возбудимым, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью предлагаем комплект синего и зеленого цвета.
Повышению двигательной активности ослабленных детей способствует и световое сопровождение организованной двигательной деятельности. Яркий пучок света, направленный на зону движения (это может быть площадка, ограниченная «цветным островком» или «цветной поляной побуждает детей к более динамичной двигательной активности. Длительность горения светового пучка или отдельной сигнальной лампочки с реле времени определяет продолжительность выполнения физического упражнения. Интенсивность выполнения упражнений можно регулировать правильно подобранным музыкальным сопровождением. Средний темп музыкального сопровождения обеспечивает оптимальную физическую нагрузку детей и адекватный тренировочный эффект, который необходим для развития их работоспособности и общей выносливости.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении четырех лет по двум показателям (количеству пропущенных дней в год на одного ребенка по причине ОРЗ и ОРВИ, эффективности оздоровления детей) позволяет оценить систему физкультурно-оздоровительной работы как эффективную.