Содержание понятия «ориентировка во времени». Значение развития временных представлений у дошкольников.
Содержание понятия «ориентировка во времени». Значение развития временных представлений у дошкольников.
Слово "время" в переводе с древнего славянского означает вращение. Особенности времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание понятия «ориентировка во времени». Значение развития временных представлений у дошкольников.»
ЛЕКЦИЯ 27
ТЕМА: « Содержание понятия «ориентировка во времени». Значение развития временных представлений у дошкольников. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени»
Цель:
Ознакомиться с содержанием понятия «ориентировка во времени», с физиологическими и психологическими механизмами восприятия времени. Сформулировать значение развития временных представлений у дошкольников.
Содержание понятия «ориентировка во времени»
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «время».
Особенности времени:
текучесть (нельзя остановить);
необратимость (нельзя повернуть вспять);
непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.
Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Значение развития временных представлений у дошкольников
Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
планировать деятельность во времени (сначала — потом);
менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
правильно обозначать в речи временные понятия;
определять время по часам;
измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Физиологические и психологические механизмы восприятия времени
У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)
Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности.
Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом).
К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность.
Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.
Особенности развития временных представлений у детей
Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ
Временные понятия связываются с конкретной деятельностью
Обучение временным понятиям идет не только на занятиях, но и во время режимных процессов. (Например, утром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад.«Доброе утро!»)
Понятия неточного времени могут формироваться только на собственном опыте ребенка
По мере увеличения опыта ребенка, временные представления расширяются, углубляются, уточняются. Даются в такой последовательности: части суток - сутки - вчера, сегодня, завтра -» дни недели - времена года - месяцы
Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутствии наглядности
Необходимо создавать модели для наглядности временных понятий и связывать промежутки времени с определенной деятельностью детей и взрослых, природными явлениями и др.: «части суток» - с режимными процессами и явлениями природы; «вчера, сегодня, завтра» - с сеткой занятий; «дни недели» - с порядковым счетом, цветами радуги; «времена года» - с природными явлениями; «месяцы» -» с праздниками