kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщение содержит информацию из опыта работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Городского округа город Сибай Республики Башкортостан









СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

(группа «Ягодки»)





Подготовила :

Махиянова Екатерина Константиновна

воспитатель








2017 год


Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей


Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом.

Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.


Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей:

В нашей группе в работе с детьми мы стараемся использовать

  • различные формы:

(беседы, прогулки, заучивания стихотворения, театрализованную деятельность, фольклор)

  • методы (наглядные, словесные, практические)

  • приемы (хоровые приемы, индивидуальные, игровые)

учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.


  • Практическая совместная деятельность детей и педагога в уголке природы.

В утренние часы мы стараемся вовлекать детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Наше общение сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении мы находим возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей.


  • Наблюдение.

Проводятся циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада на протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.


  • Наблюдение за птицами.

Ежедневно на прогулке привлекаем внимание детей к подкормке птиц, прилетющих к кормушке. Дети могут наблюдать повадки разных птиц, например,как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы и при приближении человека улетают, как клюет корку хлеба или другую пищу голубь, как они с шумом слетаются на корм. Кроме воробья вороны и голубья показываю детям и других птиц, посещающих кормушку или залетающих в поисках пищи на участок;некоторые из них дети могут знать по уголку природы.Чаще всего можно увидеть снегирей и синиц.


  • Целевые прогулки.

Целевая прогулка - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На прогулках мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Благодаря таким прогулкам развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Во время прогулок дети так же знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках стараемся организовывать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра.


  • Игры на экологические темы

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры используются не только в свободной деятельности детей, но и включаются в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность.

Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.


  • Изобразительная деятельность.

Свои впечатления от общения с природой дети отражают в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Бережем природу», «» и др.


  • Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

  • подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

  • подобраны картины, наборы открыток;

  • создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

  • создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

  • приобретены орудия труда;

  • собраны материалы для игр с песком и водою.


  • Работа с родителями.

Очень тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются индивидуальные консультации, беседы. В родительском уголке размещаются различные передвижки и консультации, такие как «»


Заключение:

  • Проделанная работа отражается на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.

  • Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам.

  • У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них.

  • Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.

Так, шаг за шагом, мы прививаем детям любовь к природе и бережное отношение к ней.








































При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:


1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции: единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6.Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.



инновационные технологии такие как: Технология проектирования («волшебный мир природы» или «проращивание семян»).

В воспитании и обучении дошкольников, родители единодушно отмечают, что организованная по данной технологии жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Происходит развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей и родителей в сферу межличностного взаимодействия. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний. Также использую технологию исследовательской деятельности, цель которой сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

В своей работе по экологическому воспитанию использую


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

Автор: Махиянова Екатерина Константиновна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства