Просмотр содержимого документа
«Сообщение Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 г.Ельца
Сообщение
«Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ»
Выполнила учитель-логопед
Шостак С.Н
Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. У нормально развивающихся детей к началу школьного происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) количество младших школьников с ОВЗ, колеблется в пределах 5,8% - 17% от общего числа учащихся младших классов. Дети с ОВЗ составляют основную группу неуспевающих школьников. К началу школьного обучения они не достигают необходимого уровня психологической и речевой готовности, в том числе и достаточного уровня сформированности лексики и грамматического строя речи. Они с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению. К тому же особенности психического и моторного развития детей с ОВЗ не могут не сказаться на формирование такой сложной функции, какой является речевая функция. Уровень развития детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный уровень речевого развития. Под речевой готовностью к школьному обучению понимают: появление и развитие новых форм речи (наряду с совершенствованием ситуативной формируется монологическая контекстная речь); необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций речевой деятельности, как общение и саморегуляция. У нормально развивающихся детей все эти компоненты в основном сформированы, и ребята успешно овладевают программой начальной школы. Характер трудностей, которые испытывают младшие школьники с ОВЗ, свидетельствует о недостаточной сформированности у них речевой деятельности. Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.
В области психологии вопросами формирования лексики и грамматического строя речи занимались такие авторы, как: А.В.Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И.Попова, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др. В педагогике к исследованию формирования грамматического строя речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова, М.М. Конина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В.Ястребова, и др. Одной из важнейших задач коррекционной педагогики является совершенствование педагогической работы с детьми дошкольного возраста с целью наиболее эффективной коррекции имеющихся отклонений в развитии речи и познавательной деятельности, обеспечивающей условия для дальнейшего школьного обучения детей с нарушениями развития.
У большенства детей с ОВЗ не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (затруднения в образовании сложных условных связей), и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма. Большинство высших психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ОВЗ не только замедлено, но и в значительной мере изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Исследования, проведенные учеными-дефектологами, позволили выявить недостаточность активного словаря школьников с ОВЗ. Отмечаются следующие особенности их словаря: резкое преобладание пассивного словаря над активным (у нормально развивающихся дётей такое расхождение значительно меньше); ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии недифференцированное, а иногда и неадекватное употребление ряда слов.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, он должен уметь осознать речевой материал и подчинить его определенной цели, то есть произвольно оперировать речью. В числе заданий, направленных на развитие у детей отношения к речи как к языковой действительности, отличной от предметной, одно из ведущих мест занимают задания на составление предложений с заданным словом и конструирование предложений из наборов слов.
В спонтанной речи осознается лишь поставленная цель, задача высказывания и его наиболее общий смысл, но не те средства, которые при этом используются. При составлении предложений с заданным словом это слово становится актуально сознаваемым, превращается из средства в цель деятельности.
Большинство затруднений, испытываемых ребенком в раннем детстве при непроизвольном оперировании речью, как бы повторяются, когда ставится задача произвольно употребить то или иное слово, Поэтому составить предложение с прилагательным значительно труднее, чем с существительными, которые появляются в речи раньше.
Подытоживая лексико-грамматическое своеобразие в речи у детей с ОВЗ, следует подчеркнуть важное для логопедической и коррекционно-педагогической практики и подтверждаемое ею положение, выдвинутое прф. А.Н. Гвоздевым: определяющую, главную роль, затрудняющую усвоение лексико-грамматических категорий, играет недостаточная сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: восприятия, памяти, внимания мышления как наглядно-образного, так и словесно-логического. Недостатки восприятия, мышления, памяти очень тесно связаны с общими особенностями «стиля» умственной работы учащихся этой категории, низким тонусом познавательной активности, который обуславливается несформированностью мотивационной сферы. Здесь следует вспомнить слова В.Н. Мясищева, отмечавшего, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и не 70-80% - от мотивов. Именно учебная мотивация у детей с ОВЗ резко снижена. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети данной категории в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил.