kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочется рассказать о том как важно корректировать речи детей с ОВЗ в период подготовки их к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 г.Ельца









Сообщение




«Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ»






















Выполнила учитель-логопед

Шостак С.Н








Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ



Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. У нормально развивающихся детей к началу школьного происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) количество младших школьников с ОВЗ, колеблется в пределах 5,8% - 17% от общего числа учащихся младших классов. Дети с ОВЗ составляют основную группу неуспевающих школьников. К началу школьного обучения они не достигают необходимого уровня психологической и речевой готовности, в том числе и достаточного уровня сформированности лексики и грамматического строя речи. Они с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению. К тому же особенности психического и моторного развития детей с ОВЗ не могут не сказаться на формирование такой сложной функции, какой является речевая функция. Уровень развития детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный уровень речевого развития. Под речевой готовностью к школьному обучению понимают: появление и развитие новых форм речи (наряду с совершенствовани­ем ситуативной формируется монологическая контекстная речь); необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций речевой деятельности, как общение и саморегуляция. У нормально развивающихся детей все эти компоненты в основном сформированы, и ребята успешно овладевают программой начальной школы. Характер трудностей, которые ис­пытывают младшие школьники с ОВЗ, свидетельствует о недостаточной сформированности у них речевой деятельности. Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном  речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.

В области психологии вопросами формирования лексики и грамматического строя речи занимались такие авторы, как:    А.В.Запорожец,    Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев,    Н.И.Жинкин,   А.А.Леонтьев,    А.Р. Лурия, М.И.Попова,  Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др.
В педагогике к исследованию формирования грамматического строя речи обращены работы таких авторов,  как  Г.И. Жаренкова,   М.М. Конина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В.Ястребова, и др.
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики является совершенствование педагогической работы с детьми дошкольного возраста с целью наиболее эффективной коррекции имеющихся отклонений в развитии речи и познавательной деятельности, обеспечивающей условия для дальнейшего школьного обучения детей с нарушениями развития.

У большенства детей с ОВЗ не сфор­мирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (затруднения в образовании сложных условных связей), и слу­жит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма. Большинство высших психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Форми­рование такого рода взаимодействия у детей с ОВЗ не только замедлено, но и в значительной мере изменено, происходит иначе, чем у нормально развиваю­щихся. Исследования, проведенные учеными-дефектологами, позволили выявить недостаточность активного словаря школьников с ОВЗ. Отмечаются следующие особенности их словаря: резкое преобладание пассивного словаря над активным (у нормально развивающихся дётей такое расхождение значительно меньше); ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии недиф­ференцированное, а иногда и неадекватное употребление ря­да слов.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, он должен уметь осознать речевой материал и подчинить его определен­ной цели, то есть произвольно оперировать речью. В числе заданий, направленных на развитие у детей отношения к ре­чи как к языковой действительности, отличной от предметной, одно из ведущих мест занимают задания на составление пред­ложений с заданным словом и конструирование предложений из наборов слов.

В спонтанной речи осознается лишь поставленная цель, задача высказывания и его наиболее общий смысл, но не те средства, которые при этом используются. При составлении предложений с заданным словом это слово становится актуально сознаваемым, превращается из средства в цель дея­тельности.

Большинство затруднений, испытываемых ребенком в раннем детстве при непроизвольном оперировании речью, как бы повторяются, когда ставится задача произвольно употребить то или иное слово, Поэтому составить предложение с при­лагательным значительно труднее, чем с существительными, которые появляются в речи раньше.

Подытоживая лексико-грамматическое своеобразие в речи у детей с ОВЗ, следует подчеркнуть важное для логопедической и коррекционно-педагогической практики и подтверждаемое ею положение, выдвинутое прф. А.Н. Гвоздевым: определяющую, главную роль, затрудняющую усвоение лексико-грамматических категорий, играет недостаточная сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в зна­чении и формально-языковых признаках слов, а также со­хранность психических функций: восприятия, памяти, внимания мышления как наглядно-образного, так и словесно-логического. Недостатки восприятия, мышления, памяти очень тесно связаны с общими особенностями «стиля» умственной работы учащихся этой категории, низким тонусом познавательной активности, который обуславливается несформированностью мотивационной сферы. Здесь следует вспомнить слова В.Н. Мясищева, отмечавшего, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и не 70-80% - от мотивов. Именно учебная мотивация у детей с ОВЗ резко снижена. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети данной категории в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ

Автор: Шостак Светлана Николаевна

Дата: 20.10.2021

Номер свидетельства: 589034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства