- воспитывать самостоятельность, интерес, умение работать в паре.
-активизация речи: условие, вопрос.
Цель 2: закрепление умения считать в пределах 20.
Цель 3: развитие представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, панно «Корзина» с прорезями, 8 силуэтов яблок, 8 силуэтов груш; карточки на составление задач на сложение и вычитание.
Раздаточный материал. Цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с изображениями геометрических фигур.
Ход занятия:
1.Введение в ситуацию.
(Воспитатель собирает детей в круг)
+Ребята, посмотрите, что это такое у меня в руках?
-Коробка. (на коробке нарисованы цифры, знаки)
+Как вы думаете, а кто прислал нам эту коробку?
- Прислала Белоснежка.
-Что изображено на этой коробке?
-Цифры, знаки?
+Что же в ней может находиться?
+Могут находиться какие - то задания.
+Что мы должны с ними сделать?
-Мы должны их решить.
+А сможем? Справимся?
+А что поможет нам решить эти задания.
-Нам помогут наши знания и умения, которые мы получили раньше.
+Правильно, молодцы! Нам помогут наши знания и умения, которые мы получили ранее. А вы готовы внимательно слушать, думать и выполнять правильно все предложенные задания от Белоснежки?
-Да.
+Тогда я предлагаю выполнить первое задание
(Достаю мяч из коробки)
2.Актуализация
1 задание: Игровое упражнение «Передай мяч»(Дети стоят в кругу)
+Передаём мяч друг другу и называя числа по порядку.
+Молодцы!
+А теперь обратный счёт.
+Молодцы!
+Чтобы выполнить второе задание, я предлагаю пройти за столы.
3.Проблемная ситуация. Постановка темы.
+Дети, послушайте внимательно задачу:
+На стоянке стояло 6 машин, одна машина уехала. Какой был номер у машины?
+Можно ли решить такую задачу?
-Такую задачу решить нельзя.
+А почему нельзя?
-У задачи неправильно поставлен вопрос.
+Как надо изменить вопрос?
-Сколько машин осталось?
+Повторите всю задачу.
- На стоянке стояло 6 машин, одна машина уехала. Сколько машин осталось?
+Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Что мы будем продолжать учиться делать?
- Тема нашего занятия: Составление и решение арифметических задач.
Игровое упражнение «Составим задачу».
На столе «Корзина», в которой лежат 3 яблока. На некотором расстоянии еще 5 яблок.
+Что мы видим на доске?
- Корзину с яблоками.
+Правильно, но яблоки находятся не только в корзине и лежат на столе.
+Это задание от Белоснежки. Как вы думаете: а какая цель этого задания?
-Надо сосчитать: сколько всего яблок положили в корзину.
+А что для этого нужно сделать?
-Надо составить и решить задачу.
+Из скольких частей состоит задача?
-Из двух.
+Назовите первую часть.
-Условие.
+Назовите вторую часть?
-Вопрос.
+Дети, составьте, пожалуйста, задачу.
- «В корзине лежало три яблока. Потом в корзину положили еще пять яблок. Сколько всего яблок стало в корзине?»
+Молодцы!
+С помощью какого арифметического действия будет решаться задача?
-Задача будет решаться с помощью знака сложения.
+Запишите решение и скажите ответ.
(Дети выкладывают карточки:3+5=8)
+Какой получился ответ?
+Расскажите, как вы его получили.
-К трем яблокам добавили пять, получили восемь.
+Все согласны?
+Молодцы!
+А теперь решим такую задачу: «В корзине было восемь груш, пять груш убрали. Сколько груш осталось в корзине?»
+С помощью какого арифметического действия будет решаться задача?
-Задача будет решаться с помощью знака «-»
+Запишите решение и скажите ответ.
(Дети выкладывают карточки: 8-5=3)
+Какой получился ответ?
+Расскажите, как вы его получили.
-Из восьми груш убрали пять, получили три.
+Все согласны? +Молодцы!
+Третье задание от Белоснежки (достаю из коробки)
+Как вы думаете: а какая цель этого задания?
+Составить и решить задачу.
+Составим задачу.
+С помощью какого арифметического действия будет решаться задача?
-Задача будет решаться с помощью знака сложения (вычитания)
+Молодцы!
+Дети, скажите, пожалуйста, а чем отличается задача на сложение от задачи на вычитание?
- Задачи на сложение приводят к увеличению (добавлению), а задачи на вычитание – приводят к уменьшению (убавлению).
+Запишите решение и скажите ответ.
+Отлично справились со вторым заданием! И сейчас немного отдохнём.
Физминутка:
Наклонитесь все вперёд,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь!
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой - ка,
Словно ты солдатик стойкий!
Руки ты к груди прижми,
Да смотри не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте скок – скок – скок.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим ровно, а потом
Марш на месте не спеша –
Эх, зарядка – хороша!
+А вот и четвертое задание
Игровое упражнение «Раскрась правильно»
+ Четвёртое задание находится у вас на столах на карточках.
+Что здесь изображено?
- Изображены геометрические фигуры.
+Какие геометрические фигуры изображены?
-Треугольники, квадраты, круги.
+Как они изображены?
-Они изображены парами.
+Задание, которое нужно сделать, я предлагаю вам тоже выполнить тоже в паре. (Показываю табличку работы в паре)
+Вспомним правила работы в паре.
-Учимся договариваться, выслушиваем друг друга, сообща, не спорим друг с другом.
+Молодцы!
+Назовите, какие геометрические фигуры расположены в парах?
-Круги, квадраты треугольники.
+Сколько всего пар?
-Всего четыре пары.
+Хорошо, молодцы! Послушаем задание:
Вместе в паре - раскрасьте пары фигур так, чтобы они отличались только по форме.
+Задание вам понятно?
+Приступаем к работе.
+ А теперь давайте проверим.
+Поднимите руки: у кого получилось так?
3.Заключительная часть. Осмысление (итог)
+Подведём итог нашего занятия: что мы сегодня закрепляли?
-Мы учились составлять решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
+Что помогло нам выполнить все задания?
-Нам помогли ранее полученные знания.
+А теперь оцените свою работу: что было трудным?
+Молодцы! А мне сегодня особенно хочется отметить как работали…..