Просмотр содержимого документа
«Составление рассказа по сюжетным картинкам.»
Занятие в подготовительной группе
Обучение грамоте.
Программное содержание:
- учить детей проводить звуковой анализ слова;
- закреплять знание о словоразличительной роли звука;
- продолжать учить называть слова с заданным звуком;
- воспитывать интерес к занятию.
Демонстрационный материал: картина – схема слова лес, четыре серые фишки, указка, фишки.
Ход:
Вводная часть
- Психологический настрой: «Здравствуй небо!»
Здравствуй небо!
Здравствуй солнце!
Здравствуй вся моя земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
- Артикуляционная гимнастика.
- Игровая ситуация – «Угадайте, дети, о чём говорится в загадке?»
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышим и говорим! (звуки)
- Какие бывают звуки?
Твёрдые, мягкие, согласные, гласные,
мягкий согласный звук – «маленький братец»,
твёрдый согласный звук – « большой братец».
Основная часть.
Мы уже сказали, что звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки поются, тянутся, воздух не встречает преграды во рту. Согласные могут быть мягкими и твёрдыми.
А сейчас мы с вами немного поиграем.
Игра «Назови братца».
Я называю вам твёрдый согласный звук, а вы должны назвать пару этого звука (маленького братца – мягкий звук).
После того, как будет названо несколько пар звуков (например, «б» - «бь», «г» - «гь», «з» - «зь», «л» - «ль»).
А теперь задание в игре меняется6 я называю мягкий согласный звук – «маленького братца», а вы в ответ – «большого братца», т.е. твёрдую пару названного звука («кь» - «к», «пь» - «п», «дь» - «д», «мь» - «м», «нь» - «н».
- Звуковой анализ слова лес.
- Посмотрите, что изображено на картине? (лес).
- Кто мне скажет, чем мы сейчас займёмся? (будем делать звуковой анализ слова).
- Слово лес у доски будет разбирать один ребёнок, хорошо усвоивший материал. Прочитывает все звуки с указкой в руках, которую ведёт под схемой звукового состава слова. Затем произносит его с интонационным выделением первого звука (ллес) и синхронно ведёт указкой под схемой, задерживая её под первой клеточкой, определяет первый звук в слове – «ль» и обозначает его фишкой. Аналогичным образом отыскивает второй и третий звуки, обозначает их фишками. Одновременно с ним это же слово разбирают на своих местах все дети.
- Определите в слове лес звук, который можно долго потянуть, громко крикнуть, при произнесении которого во рту ничто не мешает (звук «э»).
1. Игра с заданиями.
- Вызвать троих детей, звук «ль», «э», «с» (прочитать слово).
- Подозвать 2-й, 3-й, 1-ый «звуки» слова.
- Дать детям задание:
«звук» «ль» - похлопай, звук «с» - попрыгай, звук «э» - попляши.
Дети выполняют задания и ставят фишки на схему.
Последний ребёнок читает слово с указкой.
- Дети на местах и вызванный к доске ребенок убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: «э», «ль», «с».
- Физминутка «Мыши».
Вышли мышки как – то раз
(ходьба на месте)
Поглядеть, который час
(повороты вправо, влево)
Раз, два, три, четыре
(хлопки над головой)
Мышки дёрнули за гири
(руки вниз, приседание)
Вдруг раздался страшный звон
(топнуть ногой)
Убежали мышки вон!
(ходьба на месте)
- Сейчас я прочитаю вам стишок, в котором «заблудился» звук:
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
(дети определяют, что в слове лев заблудился звук «С»).
- Вместо слова лев нужно сказать слово лес.
- Игра «Магазин».
Вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с».
Какие продукты вы выберете? (масло, сметана, соль, сахар, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д.).
А теперь поменяем задание, вы будете «покупать» продукты, в названиях которых есть звук «сь» (сосиски, селёдка, апельсин, кисель и т.д.)
За каждое правильное названное слово даётся фишка. Побеждает тот, кто назовёт больше слов.
Заключительная часть.
Чем мы сегодня занимались? (звуковой анализ слова «лес», продолжали находить слова с заданным звуком, закрепляли знание о словоразличительной роли звука).