kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальное самочувствие семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей.

Семья - это определенного рода истема, элементы которой тесно связаны между собой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальное самочувствие семьи»

Консультация для родителей

"Социальное самочувствие семьи".



Семья – это определенного рода система, элементы которой тесно связаны между собой.

Мы, зачастую оказываем в очень непростых ситуациях (повышение цен, низкая заработная плата, конфликты и многое др.), но понимание и осознание семьи, как системы, дает нам возможность более гибко строить свое поведение в изменившихся условиях. И каждый элемент сложного семейного организма может сказаться на физическом и психическом самочувствие ребенка. Начнем с самых простых характеристик семьи. Среди них: размер и состав семьи, а так же «жизненная среда» ребенка или «организация физического пространства».


I. Размер семьи: Это не только количественная ее характеристика. Исследования в этой области охватывают широкий спектр проблем: тенденции, развития семьи, как социального института (от семей, в которых совместно проживает несколько поколений (бабушки и дедушки, папа и мама, дети(внуки)к семье нуклеарной, состоящей из двух поколений – родителей и их детей); проблемы однодетной семьи; ситуации развития ребенка в семье многодетной; трудности воспитания ребенка в неполной семье.

Многие специалисты отмечают, что с образованием нуклеарной семьи ослабевает тесная связь, которая существовала между старшим поколением и внуками. Ребенок в однодетной семье – это еще один круг проблем, который волнует психологов, педагогов и медиков. Согласно имеющимся данным, наибольшей процент детей, страдающих неврозами, составляют дети из однодетной семьи.

Свою специфику имеют детско-родительские отношения о многодетной семье. Как показывают наблюдения, родители в таких семьях более авторитетны, чаще используют телесные наказания, да и дисциплинарные требования у них жестче. И хотя члены больших семей внимательнее друг к другу, сплоченнее, в большей степени сконцентрированы на семье, тем не менее, отношение родителей к разным детям становятся однообразным, не учитывающим индивидуальных различий и потребностей. По тем же наблюдением родители, имеющие более четырех детей, как правило, меньше заинтересованы в школьных успехах своих детей. Часто недостаток материальных ресурсов, ограниченность жилой площади ведут к повышению нервозности, что также сказывается на отношении к детям.


В целом же следует отметить, что чем выше организация семьи, чем больше людей разных поколений она представляет, тем выше ее воспитательный потенциал. Важно лишь умело распорядиться этим потенциалом.

II.  Состав семьи – характеристика, учитывающая специфику воздействия матери и отца, братьев и сестер на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Детские психологи неоднократно подчеркивали важность и не переходящую ценность каждого члена семьи в формировании личности малыша. Отсутствие кого -либо в составе семьи (папы или мамы) создает опасность того, что малыш может не получить образцов мужского или женского поведения, образцов поло – ролевых отношений и способов разрешения конфликтов между ними.


Так один, уже взрослый человек как-то признался: «У меня не было матери, и теперь я не знаю, как себя вести в тех конфликтных ситуациях, которые возникают у нас с женой. Что я должен делать? То ли обнять ее, то ли промолчать».


Роль членов семьи меняется по мере роста и психического развития ребенка. В первый период жизни исключительное значение придается матери. Она не только ухаживает за младенцем, но и предоставляет ему первые интенсивные стимулы развития: лаская, улыбаясь и разговаривая с ним.

Постоянство материнской заботы – это главная предпосылка возникновения чувства доверия к миру, которое необходимо для нормального психического развития каждого человека. Ведь в основе формирующейся личности лежит эмоциональное состояние мамы, ее отношение к себе и миру.


Роль отца – олицетворение дисциплины и порядка, а потому осознается в более позднем возрасте. Значение его возрастает в тот период, когда малыша приучают владеть собой, когда формируются его внутренние инстанции. Ребенок же, растущий без мужского авторитета, как правило, недисциплинирован, не социален, более агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике, а также он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы. Известно, например, что ребенок отказывается от асоциальных форм поведения в том случае, если их осуждает отец. Роль отца в современных цивилизациях как правило сводится к поддержке жены и ограничивается эпизодической помощью ей в рождение и воспитании ребенка. Вместе с тем участие отца в этих процессах оказывает существенное воздействие и на супругов и на ребенка, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения. Мужское воспитание по плечу и дедушке, который в каком-то смысле может заменить авторитет отца, ушедшего из семьи.


III. Братья и сестры – весьма подвижная стихия, создающая стимулы самого различного вида и в большинстве случаев очень высокой интенсивности. И как складываются отношения между ними, также зависит от микроклимата в семье, от взаимоотношений между матерью и отцом. Родители для детей - это камертон; как они прозвучат, так они и откликнутся.

Если родители не руководят взаимоотношениями своих детей, складывающиеся стихийно отношения ребенка с братьями и сестрами могут способствовать формированию отрицательных качеств. Так, например, эгоистичными нередко бывают дети, являющиеся младшими в семье, окруженные чрезмерной опекой старших братьев и особенно сестер. Повышенное внимание родителей к воспитанию старших детей и более эмоциональное отношение к младшим, может неблаготворно сказываться на нравственном развитие средних.


 IV. Бабушки и дедушки – это преемственность поколений. Недаром народная мудрость говорит: «Первый внук это первый ребенок». Пожилые люди дают особую теплоту, мудрость своим внукам. Но в отношениях между старшим поколением и внуками опять же главную роль играют родители. Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.


В древней притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Его побежал за ним. «Зачем?»-спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя….».

V. Итак, в заключении обратим внимание, что ни размер семьи, ни ее состав сами по себе не имеют решающего значения для становления личности маленького человека. Их влияние обусловлено теми отношениями, которые сложились в семье первичном социуме. А это значит, что те, или иные, не всегда благоприятные, нюансы нашей жизни мы можем компенсировать или нейтрализовать своим отношением к ним. Помните изречения: «Если нельзя изменить обстоятельства, изменись сам». Ведь не секрет, что и в большой квартире, среди большого количества взрослых людей ребенок может чувствовать холод и одиночество.

Выяснить отношение ребенка к другим детям и родителям поможет тест: М. Панфиловой.


Помните, что к тестовым задани­ям нужно подходить постепенно. Лучше начать с беседы о дне рожде­ния, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рожде­ния, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гос­тей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно ис­пользовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кру­жочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: пре­тензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (малень­кий «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол —для взрослых {если за преды­дущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагалась только взрос­лые), А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.


Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы при­касаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.


ИНСТРУКЦИЯ

(вариант с использованием зара­нее заготовленного рисунка)

Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг бу­дет у нас столом, на котором сто­ит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вок­руг стола расположены малень­кие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отме­тим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой иденти­фикации; мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.

Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около круж­ка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повто­ряющийся вопрос.

Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда -именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашива­ют, не нужно ли добавить их?


Если ты хочешь еще кого-то, посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.



АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться,
только с близкими людьми, но в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении.


2. Эмоциональные предпочтения в общении:

люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в o6щении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

Анализируя результаты, необходимо учитывать, что тест-игра является скорее вспомогательным средством. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие соцпробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методика Рене Жиля, игра «Секрет», coциометрические опросники и т. n.).


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальное самочувствие семьи

Автор: Резаева Светлана Анатольевна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Статья "Влияние семьи и школы на формирование здоровья ребенка" "
    ["seo_title"] => string(70) "stat-ia-vliianiie-siem-i-i-shkoly-na-formirovaniie-zdorov-ia-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "149872"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420357802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Родительское собрание на тему: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье»"
    ["seo_title"] => string(77) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_schastlivyi_riebionok_v_schastlivoi_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "402423"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490192962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении."
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_korrektsionnoi_razvivaiushchei_vospitatelnoi_i_sotsialnoi_sredy_v_korre"
    ["file_id"] => string(6) "536376"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420564"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Консультация для родителей: "Воспитание ребенка в неполной семье" "
    ["seo_title"] => string(73) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vospitaniie-riebienka-v-niepolnoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "236238"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему: Социальная модернизация Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-na-tiemu-sotsial-naia-modiernizatsiia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "185715"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426232926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства