Просмотр содержимого документа
«Социальное самочувствие семьи»
Консультация для родителей
"Социальное самочувствие семьи".
Семья – это определенного рода система, элементы которой тесно связаны между собой.
Мы, зачастую оказываем в очень непростых ситуациях (повышение цен, низкая заработная плата, конфликты и многое др.), но понимание и осознание семьи, как системы, дает нам возможность более гибко строить свое поведение в изменившихся условиях. И каждый элемент сложного семейного организма может сказаться на физическом и психическом самочувствие ребенка. Начнем с самых простых характеристик семьи. Среди них: размер и состав семьи, а так же «жизненная среда» ребенка или «организация физического пространства».
I. Размер семьи: Это не только количественная ее характеристика. Исследования в этой области охватывают широкий спектр проблем: тенденции, развития семьи, как социального института (от семей, в которых совместно проживает несколько поколений (бабушки и дедушки, папа и мама, дети(внуки)к семье нуклеарной, состоящей из двух поколений – родителей и их детей); проблемы однодетной семьи; ситуации развития ребенка в семье многодетной; трудности воспитания ребенка в неполной семье.
Многие специалисты отмечают, что с образованием нуклеарной семьи ослабевает тесная связь, которая существовала между старшим поколением и внуками. Ребенок в однодетной семье – это еще один круг проблем, который волнует психологов, педагогов и медиков. Согласно имеющимся данным, наибольшей процент детей, страдающих неврозами, составляют дети из однодетной семьи.
Свою специфику имеют детско-родительские отношения о многодетной семье. Как показывают наблюдения, родители в таких семьях более авторитетны, чаще используют телесные наказания, да и дисциплинарные требования у них жестче. И хотя члены больших семей внимательнее друг к другу, сплоченнее, в большей степени сконцентрированы на семье, тем не менее, отношение родителей к разным детям становятся однообразным, не учитывающим индивидуальных различий и потребностей. По тем же наблюдением родители, имеющие более четырех детей, как правило, меньше заинтересованы в школьных успехах своих детей. Часто недостаток материальных ресурсов, ограниченность жилой площади ведут к повышению нервозности, что также сказывается на отношении к детям.
В целом же следует отметить, что чем выше организация семьи, чем больше людей разных поколений она представляет, тем выше ее воспитательный потенциал. Важно лишь умело распорядиться этим потенциалом.
II.Состав семьи– характеристика, учитывающая специфику воздействия матери и отца, братьев и сестер на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Детские психологи неоднократно подчеркивали важность и не переходящую ценность каждого члена семьи в формировании личности малыша. Отсутствие кого -либо в составе семьи (папы или мамы) создает опасность того, что малыш может не получить образцов мужского или женского поведения, образцов поло – ролевых отношений и способов разрешения конфликтов между ними.
Так один, уже взрослый человек как-то признался: «У меня не было матери, и теперь я не знаю, как себя вести в тех конфликтных ситуациях, которые возникают у нас с женой. Что я должен делать? То ли обнять ее, то ли промолчать».
Роль членов семьи меняется по мере роста и психического развития ребенка. В первый период жизни исключительное значение придается матери. Она не только ухаживает за младенцем, но и предоставляет ему первые интенсивные стимулы развития: лаская, улыбаясь и разговаривая с ним.
Постоянство материнской заботы – это главная предпосылка возникновения чувства доверия к миру, которое необходимо для нормального психического развития каждого человека. Ведь в основе формирующейся личности лежит эмоциональное состояние мамы, ее отношение к себе и миру.
Роль отца – олицетворение дисциплины и порядка, а потому осознается в более позднем возрасте. Значение его возрастает в тот период, когда малыша приучают владеть собой, когда формируются его внутренние инстанции. Ребенок же, растущий без мужского авторитета, как правило, недисциплинирован, не социален, более агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике, а также он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы. Известно, например, что ребенок отказывается от асоциальных форм поведения в том случае, если их осуждает отец. Роль отца в современных цивилизациях как правило сводится к поддержке жены и ограничивается эпизодической помощью ей в рождение и воспитании ребенка. Вместе с тем участие отца в этих процессах оказывает существенное воздействие и на супругов и на ребенка, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения. Мужское воспитание по плечу и дедушке, который в каком-то смысле может заменить авторитет отца, ушедшего из семьи.
III. Братья и сестры– весьма подвижная стихия, создающая стимулы самого различного вида и в большинстве случаев очень высокой интенсивности. И как складываются отношения между ними, также зависит от микроклимата в семье, от взаимоотношений между матерью и отцом. Родители для детей - это камертон; как они прозвучат, так они и откликнутся.
Если родители не руководят взаимоотношениями своих детей, складывающиеся стихийно отношения ребенка с братьями и сестрами могут способствовать формированию отрицательных качеств. Так, например, эгоистичными нередко бывают дети, являющиеся младшими в семье, окруженные чрезмерной опекой старших братьев и особенно сестер. Повышенное внимание родителей к воспитанию старших детей и более эмоциональное отношение к младшим, может неблаготворно сказываться на нравственном развитие средних.
IV. Бабушки и дедушки– это преемственность поколений. Недаром народная мудрость говорит: «Первый внук это первый ребенок». Пожилые люди дают особую теплоту, мудрость своим внукам. Но в отношениях между старшим поколением и внуками опять же главную роль играют родители. Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
В древней притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Его побежал за ним. «Зачем?»-спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя….».
V. Итак, в заключении обратим внимание, что ни размер семьи, ни ее состав сами по себе не имеют решающего значения для становления личности маленького человека. Их влияние обусловлено теми отношениями, которые сложились в семье первичном социуме. А это значит, что те, или иные, не всегда благоприятные, нюансы нашей жизни мы можем компенсировать или нейтрализовать своим отношением к ним. Помните изречения: «Если нельзя изменить обстоятельства, изменись сам». Ведь не секрет, что и в большой квартире, среди большого количества взрослых людей ребенок может чувствовать холод и одиночество.
Выяснить отношение ребенка к другим детям и родителям поможет тест: М. Панфиловой.
Помните, что к тестовым заданиям нужно подходить постепенно. Лучше начать с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол —для взрослых {если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагалась только взрослые), А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
ИНСТРУКЦИЯ
(вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)
Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?
Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации; мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.
Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?
Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.
Когда -именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?
Если ты хочешь еще кого-то, посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Потребность в общении:
а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;
б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, только с близкими людьми, но в ограниченном кругу;
в) выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении:
люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними;
б) половое преобладание в o6щении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.
Анализируя результаты, необходимо учитывать, что тест-игра является скорее вспомогательным средством. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие соцпробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методика Рене Жиля, игра «Секрет», coциометрические опросники и т. n.).