Просмотр содержимого документа
«Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Общеизвестно, что особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения.
На начальном этапе и при поступлении нового ребенка в уже сложившийся коллектив используются различные игры. Например, игра «Круг имен». Дети становятся в круг. Такое расположение способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки. Первый ребенок называл свое имя, второй называл имя первого и свое и так далее. В завершении первый ребенок, имеющий более качественную речь, чем остальные дети, называет имена всех. В эту игру необходимо включать взрослых. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Для развития навыков общения используется игра «Кто меня позвал». Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы, отходит на несколько шагов и поворачивается спиной к группе. Взрослый выбирает ребенка, который должен был громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и называет того, кто его позвал: «Меня позвал ты, Антон». Если ребенок догадывается, кто его позвал, но не помнит имени, ему предлагается спросить об этом позвавшего. Обычна первая реакция ребенка, забывшего имя позвавшего, показать пальцем. Взрослый и другие дети помогают ведущему вспомнить имя другого ребенка.
Не менее важно на начальном этапе участие взрослых в играх детей. Во время, этих игр и занятий педагог становится партнером в деятельности, выбранной ребенком. Он играет различные роли, в соответствии с темой игры. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин», специалист на первых порах играет роль продавца, стимулируя речевое общение каждого участника игры не только с «продавцом», но и между собой, оставляя паузы после своих слов для того, чтобы ребенок имел возможность ответить (Кто последний? Что купить?, Вы это хотите купить?). В дальнейшем, ведущую роль педагог передает ребенку, а сам становился «покупателем», организовывая детей, показывая своим примером как надо общаться с «продавцом», задавая ему вопросы и между собой, прося помощи у детей: «посоветуй, что лучше выбрать?». Играя рядом с педагогом, дети могут объединиться в совместную игру, когда необходимо не только общение с педагогом, но и с партнером - ребенком по игре. Так формируется умение соблюдать очередность при общении.
В интегрированной группе имеет значение формирование высокой степени произвольного поведения у дошкольников с речевыми нарушениями. Этому способствуют игры с правилами, так как они обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Они характерны в основном для старших дошкольников. Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры (развитие коммуникативных способностей). Затем дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание, общая моторика. Вся игра проводится с музыкальным сопровождением.
Игры проводятся на протяжении всего обучения детей и имеют ряд особенностей. Для детей с нарушениями речи, акценты в играх делаются на развитие фонематического слуха («Подскажи словечко», «Маленький учитель»), слухового внимания («Отгадай, что звучит», «Солнце или дождик»), звукопроизношения («Придумай слова на определенный звук»), артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, физминутки).