Социализация детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования
Социализация детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования
Статья, посвященная социализации детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования "МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования»
Социализация детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования
Стерликова Л.В., методист МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников
г. Курска»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки №155 от 18.11.2015 г., определяет проблему социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную независимо от места получения образования: дошкольное ли это учреждение, или учреждение дополнительного образования.
Под понятием «Социализация» понимается процесс включения ребенка в общество с помощью усвоения знаний, знакомства с миром людей, природы, приобщения к культуре и народным ценностям.
Во Дворце пионеров и школьников г. Курска около 1000 детей дошкольного возраста посещают различные детские объединения по предшкольному развитию, реализующих следующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «Развитие речи», «Экономическая азбука», «Эстетика для детей», «Основы музыкального развития», «Окружающий мир», «Логика с элементами математики», «Логическое конструирование», «Занимательная физика», «Обучение изобразительному искусству», «Краски радуги», «Ритмика для малышей», «Азбука общения», «Считалочка», «В мире слов», «Удивительный английский».
Педагоги дополнительного образования, следуя стандартам дошкольного образования, строят свою работу по развитию интереса, любознательности у детей, формировании личностных качеств, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в учреждении (знать нормы поведения в учреждении, выполнять правила), создают педагогические условия для успешной адаптации детей. Под созданием педагогических условий мы, в первую очередь, подразумеваем предметно-развивающую среду, которая включает в себя наличие учебных кабинетов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей и ориентированных на выполнение дополнительной общеобразовательной программы. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию и несут сведения об окружающем мире. Так, в детском объединении «Хочу все знать» имеются различные развивающие игры, глобусы, коллекция минералов, макеты памятников архитектуры, аквариумы, микроскоп, альбомы с символикой России (герб, флаг), в достаточном количестве методических пособий, записей учебных фильмов.
Важным условием для адаптации детей к условиям нашего учреждения является создание психологической комфортности в детских объединения. Именно в «благополучной» обстановке ребенок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить отношения со сверстниками и педагогами. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень через курсовую переподготовку, семинары-практикумы, участие в работе методических объединений, на которых рассматриваются проблемы социально-личностного развития ребенка, участие в работе психолого-педагогического консилиума: «Анализ результатов адаптации обучающихся дошкольного возраста к условиям Дворца пионеров и школьников».
Одним из важных условий организации социальной деятельности является совместная работа учащихся, педагогов и родителей, которая дает возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, акциях.
Педагогами Дворца пионеров разработаны и реализуются с детьми дошкольного возраста социально-ориентированные проекты «Правила дорожные – знать каждому положено», «Рисуем на стихи Курских поэтов», «Моя родословная». Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности: встречи с работниками ГИБДД, Курскими поэтами.
Важным фактором в воспитании и развитии детей, в приобретении ими социального опыта является семья. Так, в реализации проекта «Моя родословная» дети вместе с родителями рассматривают семейные альбомы, слушают рассказы о близких родственниках, участвуют в составлении «генеалогического древа».
В течение 2-х лет дошкольники участвуют в акции «Крышечка добра», направленная на помощь детям с особенностями развития. Вырученные деньги от переработки крышечек идут в Фонд поддержки и укрепления современной культуры, где их распределяют на поддержку малышей с ограниченными возможностями здоровья.
В декабре 2017 года по инициативе директора Дворца пионеров и школьников, депутата Областной Думы Трубникова А.П. была организована благотворительная акция «Во имя мира – во благо детям» для жителей Лутугинского района ЛНР. Дети не только активно приносили вещи, но и передавали рисунки своим сверстникам с пожеланиями мира и добра.
Учитывая, что в дошкольном возрасте усвоение знаний происходит через игру, педагоги стараются преподносить информацию в интересной, доступной, игровой форме, что способствует более высокому уровню познавательно-речевого развития. Так на занятия по экономической азбуке, где дети приобщаются к миру экономической действительности, учат правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формируют экономические качества личности, учат оперировать деньгами, используются различные экономические игры «Магазин», «Почта», «Круиз», чтение литературных произведений «Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят», «Золотой ключик», используются беседы на темы «Сбережения», «Сберегательный банк», «Бюджет семьи», «Путешествие на рынок», решают экономические задачи.
То есть, полученные знаний детей на занятиях в учреждении дополнительного образования, способствуют не только общему развитию, но и позволяют приобретать новый социальный опыт, который станет фундаментом адаптации к жизни в обществе.