"Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"
"Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"
Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"»
№35 БАЛАБАҚША МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНАЛЫҚ
КОММУНАЛДЫҚ КӘСІПОРЫН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННО-КОММУНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЯСЛИ -САД №35»
«Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Подготовила: Булахова А.В
воспитатель
Павлодар
2020-2021
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Для успешной социализации по Нейлу Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Мы рассмотрим вопрос «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»
Реализуя программу дошкольного образования и воспитания, в которой содержание образовательной области «Социализация» является:
развитие игровой деятельности детей
приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;
Игра – это импровизация;
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
Игра - это школа воспитания чувств дошкольников;
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
Игра – действенное средство коррекции нарушений;
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
Игра – это работа ребенка над самим собой.
У дошкольников этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
При построении предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами В.А.Петровского:
Открытости;
Гибкого зонирования;
Стабильности - динамичности;
Полифункциональности;
Гендерный подход,
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Несмотря на то, что у нас групповые комнаты не такие большие, все игровые центры расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры.
Центр сюжетно-ролевой игры.
В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Игровые уголки периодически наполняются предметами, которые дети могут использовать в роли заменителей.
Центр строительно-конструктивных игр.
В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..
Центр науки.
Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.
Центр книги.
Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.
Центр театрализованных игр.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.
Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.