Социально – эмоциональное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-эмоциональное развитие дошкольников»
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Социально – эмоциональное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Основой социально – эмоционального развития являются эмоции, испытываемые и проявляемые дошкольниками:
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.
Радость. Выражение радости легко узнаётся. При радости лицо расцветает улыбкой; уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству. Она может успокоить, отвлечь.
Удивление. Удивление – это кратковременная и очень неопределённая эмоция. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций : удивление – радость – интерес; удивление – стыд – страх. В пятимесячном возрасте ребёнок уже достигает такого умственного развития, что способен удивляться.
Дистресс, печаль, страдание, горе – это проявление дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции (Г. Селье, 1950). Отрицательные эмоциональные реакции проявляются в первые дни и недели жизни новорождённого. Ребёнок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия, беспорядочными движениями тела.
Отвращение. Отвращение у ребёнка сначала связано с приёмом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Маленький ребёнок делает язык лодочкой, плюётся, отворачивает голову. Отвращение часто вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает её. Чувствовать отвращение по отношению к себе ребёнок может примерно с пяти лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведёт к дистрессу или агрессии.
Гнев. Н. Вагнер (1872) писал о ярости – высшей степени гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперёд нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нём вегетативного компонента. Вместе с тем результаты клинических и экспериментальных исследований предупреждают, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, «отравлению» отношений с другими людьми и психосоматическим заболеваниям (К. Е. Изард, 1980).
Презрение. У детей, испытывающих чувство превосходства над другими, эмоция презрения может проявиться в виде пренебрежения к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребёнка выражается мимикой (насупленные брови, сжатые крылья носа, рот с опущенными уголками) и действиями (отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей).
Страх. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорождённости. Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым.
Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способе лишь с 6 лет.
Чувство вины. Чувство вины возникает при нарушении моральных и этических норм. Вина – это обязательно осуждение своего поступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровождающие её реакции раскаяния и снижения самооценки. Чувство вины длительно и постоянно, стыдно же бывает недолго и только при другом человеке. Вина – это глубоко социальная эмоция. Её переживание невозможно без принятия моральных ценностей общества.
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Таким образом, под социально – эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социально – эмоциональное развитие оказывает влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Наиболее важными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи и стиль воспитания. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, становится социально компетентным.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста являются:
освоение социальных форм выражения эмоций;
формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.
В старшем дошкольном возрасте наряду с усложнением форм произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций возникает произвольность психических процессов. Развитие эмоциональной сферы неразрывно связано со становлением произвольной регуляции. Особенности становления произвольной регуляции у детей дошкольного возраста исследовались многими отечественными психологами (Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Л.И.Божович).
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Кроме того, у детей дошкольного возраста возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов. По этой причине дошкольники в некоторых случаях могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». То есть дети старшего дошкольного возраста характеризуются «непроизвольной произвольностью», которая обеспечивает относительную устойчивость их поведения. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми в связи с выдвижением на первый план произвольной регуляции. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Социально – эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста.