«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – главное условие повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности в условиях ФГОС»
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – главное условие повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности в условиях ФГОС»
Ключевым вопросом повышения качества педагогической деятельности в ДОУ является идея организации и внедрения в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления методической системы. В современных условиях музыкальный руководитель ДОУ должен уметь работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Совершенствование методических инноваций в ДОУ – главное условие повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности в условиях ФГОС»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22»
Тема выступления:
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – главное условие повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности в условиях ФГОС»
Автор:
Погосова К.В.,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
г. Майкоп 2018 г.
Ключевым вопросом повышения качества педагогической деятельности в ДОУ является идея организации и внедрения в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления методической системы. В современных условиях музыкальный руководитель ДОУ должен уметь работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу. Чтобы грамотно организовать педагогическую деятельность в инновационном режиме, необходимо научиться применять современные педагогические технологии, через активные формы взаимодействия с детьми.
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее, чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики.
Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДОУ, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального развития: музыка, как вид деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» входит в совокупность образовательных областей программы.
Итак, рассмотрим более подробно, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Основные этапы внедрения инноваций.
1. Поиск новых идей:
– создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
– выявление инновационных потребностей ДОУ;
2. Формирование нововведения:
– формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;
– апробирование инновационных идей;
– подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
– разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
3. Реализация нововведения:
– обучение инновационным технологиям всего педагогического коллектива ДОУ;
– мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
– исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.
4. Закрепление новшества:
– разработка презентационных материалов;
– распространение опыта работы.
Процесс, направленный на поиск, разработку и внедрение инновационных технологий будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечение программно-дидактическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;
- разработка новых игровых технологий помогающих ребёнку в развитии музыкальных способностей;
- изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;
- определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования;
- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.
Основные методы работы:
- теоретические – это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию;
- экспериментальные (подготовка и проведение занятий с использованием новых игровых технологий);
- эмпирические (наблюдения, беседы, оценка результатов игр, занятий, деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса, музыкальных способностей).
Цель: обеспечение современного качества дошкольного образования и музыкального воспитания, ориентированного на формирование здоровой, интеллектуально-творческой личности с высокой степенью адаптации в социально-экономической среде.
Одной из форм организации образовательной художественно-эстетической деятельности дошкольников являются праздники и развлечения.
По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к различным явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. При составлении сценария стараюсь включать в праздник задания импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям.
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
В своей работе широко использую традиционные и инновационные технологии, авторские разработки, осуществляю поиск более эффективных методов и приемов обучения музыке и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
С традиционными технологиями мы все с вами знакомы, более подробно я бы хотела остановиться на инновационных.
Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Ребенок становится не просто зрителем, а самым непосредственным участником разыгрываемых событий. Составлять квесты несложно, за основу можно взять любой сценарий.
Задачи квеста:
Образовательные – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности,
Воспитательные – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Проанализировав обобщенную классификацию и адаптировав ее к реалиям современного ДОУ, я пришла к выводу, что возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников, развлечений.
В своей педагогической деятельности также использую анимационные танцы и флешмобы.
Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.
Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми. Практически все дети очень любят занятия физическими упражнениями, особенно занятия, проводимые с элементами черлидинга. Черлидинг – спортивный танец с помпонами, сочетающий элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность черлидинга основывается на простых шагах, базовых положениях рук, прыжках и танцах, где задействованы самые разные группы мышц, эти упражнения развивают творческие и двигательные способности дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня. Дети выступают на музыкально-спортивных развлечениях.
А вот в отличие от анимационных танцев, флэшмоб требует хорошей подготовки, в своей работе я использую такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику. За несколько минут этого действа,музыка и темп танца могут меняться несколько раз. В таких танцах можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смотрится очень эффектно.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных инновационных технологий.