Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения: 1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда; 2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации. И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.
МКДОУ детский сад «Сказка»
Памятка для родителей
Составитель: учитель - логопед
Коцолапенко Г.В.
г. Купино
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива
И ты готов внимать ее потоk
И восклицать: О! Как же ты красива!»
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребёнка является одной из актуальных задач ДОУ.
Целью работы дошкольного логопеда является оказание коррекционной помощи детям с ОНР.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития, поэтому в условиях логопедического воздействия почти невозможно охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию речевой патологии. В связи с этим возникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, педагогами и родителями для осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы. Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников. Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе.
Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.
ПОМНИТЕ:
1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям ФГОС дошкольного образования.
В логопедическую группу зачисляются дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушениями В случаях отказа родителей, от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта. Занятия проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Деятельность логопеда предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения.
После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения. По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.