Просмотр содержимого документа
«Советы родителям будущих первоклассников»
Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности.
С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности – учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятельность – она занимает основную часть времени. В школе эту же функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Важно помнить, что учеба – это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпосылкой к трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Однако период учебной активности не заканчивается в детстве.
Освоение позиции школьника.
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и сложность этой ступени. Поэтому постараемся обрисовать ее ярче. Что включает в себя позиция школьника?
Первое – это умение слышать учителя, т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Кому-то трудно сосредоточиться на том, что от них требуется, и это называется невнимательностью; другим – сложно справиться со своим «хочу делать по-своему».
Второе– наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать сложности (это будет происходить позже), а о самом стремлении, т.е. желании и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого - но не бросать его. К примеру, если ребенок, сделав ошибку в ответе на вопрос учителя, перестал поднимать руку, то именно такого стремления у него и не хватает.
Третье - позиция школьника связана с тем, что обучение происходит в условиях класса. Значит, детям необходимо уметь не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка, необходимо принимать во внимание интересы друг друга.
Несмотря на то, что формируется и проявляется позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь ее фундамент – особенности взаимодействия с ребенком закладывается в семье до школы. Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше «хочу» или «надо»? А может быть, уже есть баланс?
Развитие воли ребенка.
В младшем школьном возрасте воля ребенка бурно развивается. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки – укрепляется нервная система и увеличивается инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой – это диктуется необходимостью школьного обучения.
Два компонента воли.
Воля – многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента. Первый компонент воли – умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т.е. сознательное управление своими действиями.
Начальный этап развития воли – тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное – помочь первокласснику поверить, что он способен их выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни.
Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», но ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он убегает, и невыполнение требований остается для него без последствий, - нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.
Взрослым целесообразно выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме, и быть настойчивым в выполнении этих требований. Требования взрослых должны быть последовательными и целесообразными. Помните, что игровой или соревновательный мотив, стимулирует проявление силы воли в большей степени, чем простые и нудные указания.
Второй компонент воли – умение совершать волевое усилие, мобилизоваться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе. Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин - отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать трудности. Для такой тренировки существует несколько способов:
- выполнение заданий на время; прохождение по лабиринтам;
- рисование по образцу;
- игры с правилами (настольные и подвижные);
- сказкотерапия – сочинение или чтение сказок сходной тематики;
- обязательное выполнение определенных обязанностей в семье, в ДОУ.
С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т.е. признают его самого уже «большим».
Часто в жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая их которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.