Овладение речью - один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет:
-Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.
-Совершенствование лексики и семантики детской речи.
-Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.
Лексика - под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Семантика - здесь понимается система правил, которая занимается рассмотрением значения слова, а также изменениями в значении слов.
Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Грамматика - под этим словом понимают закономерности образования и употребление форм слов.
Этапы развития речи детей раннего возраста
К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, он начинает называть вещи своими именами. Ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющими ее предметами. К году у ребенка обычно имеется довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У него сложились определенные представления о своих родителях., об окружающей обстановке, о пище, об игрушках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов, пользуясь языком мимики, жестов, просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует. Примерно до 1,6-1,8 лет у ребенка развивается понимание речи, прирост активного словаря незначителен.
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту - 1200-1500 слов. Процесс становления фонематического слуха в основном завершается к двум годам, когда ребенок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой.
К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения с помощью служебных слов, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте ненамного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. В период от 2-х до 3-х лет идет интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений.
Как общаться с ребенком
Как можно больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте ему все свои действия. Отвечайте на поставленные вопросы ребенком. Читайте больше книг, рассказывайте по картинкам, описывайте их. Предоставляйте ребенку свободу. Не требуйте от него сверх того, что он может дать. Исследуйте окружающую вас среду. Помните, что развитию речи ребенка способствует постоянное и разнообразное общение его со взрослым.