Совершенствование коммуникативно-речевых навыков на казахском языке педагогов ясли-сада
Совершенствование коммуникативно-речевых навыков на казахском языке педагогов ясли-сада
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь сви-дительствует об эрудиции, воспитанности, интеллектуальном развитии чело-века. Речь педагога-воспитателя служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонация педагога должна быть ин-теллигентной, глубокой, многообразной. Владение культурой речи – это ус-пех, авторитет и перспектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование коммуникативно-речевых навыков на казахском языке педагогов ясли-сада»
Совершенствование коммуникативно-речевых навыков
на казахском языке педагогов ясли-сада
Коммуникация – это общение, передача информации от человека к чело-веку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессах их трудо-вой деятельности.
Коммуникабельность – это способность к общению.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь сви-дительствует об эрудиции, воспитанности, интеллектуальном развитии чело-века. Речь педагога-воспитателя служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонация педагога должна быть ин-теллигентной, глубокой, многообразной. Владение культурой речи – это ус-пех, авторитет и перспектива.
Речевые навыки развиваются путем обобщения, пополнения словар-ного запаса.
Слово и речь являются связью между развитием психическим и мыш-лением, между воображением и памятью.
Ведущим направлением обучения языкам является формирование об-щего языкового и элементарного словарного запаса.
Главой государства в Послании «Стратегия Казахстан - 2050» поставлены задачи по модернизации казахского языка. Для того чтобы достичь показате-лей, порученных Главой государства (к 2025 году – 95% казахстанцев долж-ны владеть казахским языком), мы должны определить совместные пути мо-дернизации казахского языка. Государственный язык определен ключевым приоритетом, главным фактором духовного и национального единства. Овла-дение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахс-тана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни.
Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Мы должны приложить все усилия для даль-нейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благо-приятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народ-ностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его»
На современном этапе развития общества вопрос обучения государственно-му языку становиться одной из актуальнейших проблем дошкольного образо-вания.
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языко-вое чутье, т.е. правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умения ориентироваться на речь собеседника, об-щая эрудиция. В сферу коммуникативных умений входят инициативность в беседах, самостоятельность, активность, личное проникновение в содержа-ние высказывания, степень выраженности своего участия в разговоре, эмо-ционально-оценочное реагирование.
Вследствие того, что у детей в большинстве случаев отсутствует речевая среда – организация работы вне занятия является острой необходимостью.
Развитие казахской речи у дошкольников осуществляется не только на за- нятиях казахского языка но и в процессе общения взрослых с детьми. Чтобы активизировать овладение казахским языком необходимо уметь организовать ситуации общения. В каких моментах можно нам воспитателям это сделать? Например:
Помогая ребенку одеваться или раздеваться после прогулки называть пред-меты одежды тон, көйлек, құлақшын, шалбар т.б. Күртеңді шеш, шкафқа іл.
Мынау бәтенке, етік – аяқ киім ки. Педагог обращает внимание на одежду ребенка: «Сенің жейдең әдемі. Сенің бантигің әдемі.» Желательно чтобы ре-бенок с помощью взрослого, показывал на предмет или его часть, а педагог называл его, повторял слово несколько раз в различных речевых конструкци-ях: қуыршақ, қуыршақ әдемі; көйлек, көйлек әдемі; алма, алма үлкен и т.д.
Көрсетші – покажи. Аня қолыңды көрсетші. Даже если ребенок не понимает или плохо понимает обращенную к нему казахскую речь, возникает эмоцио-нальная ситуация, побуждающая его вступить в речевой контакт. Дети в боль шинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении казахским языком как средством общения (на-пример, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознатель-ны и стремятся к активному познанию мира. Именно в детском возрасте про-цесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.
Необходимо отметить, что способности к языку, как и всякие другие, раз-виваются только в соответствующей деятельности, и потому любой нормаль-ный ребенок может и должен овладеть казахским языком и свободно пользо-ваться им в общении, но произойдет это или нет – во многом зависит от орга-низации его деятельности педагогом и методического подхода к обучению.
Педагог должен помнить, что с детьми дошкольного возраста большое зна-чение имеют выразительная интонация и мимика, которые помогают ребенку лучше понимать незнакомую речь. Во время приема пищи педагог-воспита-тель может называть:
Благоприятные условия для формирования у дошкольников коммуникатив-ных навыков создаются при рассматривании книг, иллюстраций, альбомов, например, в утреннее время – во время приема детей или в вечером. При рас-сматривании, все, что они видят, называют на казахском языке. В повседнев-ной жизни большое внимание уделяется художественной литературе: разучи-ваниюстихотворении, песен, слов для утреннего круга. Эффективный путь закрепления речевых умений – участие детей в утренниках, досугах, конкур-сах, на которых они поют песни, на казахском языке, рассказывают стихи, разыгрывают сценки, короткие сказки. По опыту знаю, дети долго еще рас-сказывают мне стихотворение, которое выучили. Можно детям загадать зага-дки о снеге, о временах года, о явлениях природы, отгадку предложить ска-зать на казахском языке. Такой прием можно использовать во время прогу-лок на улице.
Обязательным условием формирования у детей коммуникативных навыков и умений на казахском языке является общение всех педагогов с детьми на казахском языке.
В нашем детском саду казахский язык с детьми проводится в игровой фор-ме в соответствии с лексическими темами, запланированными в месячном плане специалиста. В игре дети осваивают легкие для понимания элементар-ные слова и краткие предложения из 2 слов. Значение которых им объясняе-тся. Прежде чем ребенок начнет изучать любой язык, он должен знать, для чего этот язык ему нужен. Обучение должно быть интересным и веселым. Хорошее настроение способствует эффективному обучению языку, положи-тельному протеканию учебного процесса.