Современные образовательные технологии. Технология "Говорящих стен"
Современные образовательные технологии. Технология "Говорящих стен"
В соответствии с ФГОС ДО, педагог должен обеспечивать богатство предметно-развивающего пространства. Наиболее эффективным способом модернизации предметно-пространственной среды в группе ДОУ является переход образовательного пространства из горизонтального в вертикальное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии. Технология "Говорящих стен"»
С овременные образовательные технологии.
Технология «говорящих стен», способы ее использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из великих педагогов утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже стены.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному восприятию информации у детей, развитию их познавательной активности, мотивации к процессу обучения.
Главное – не просто передать какие-либо знания, информацию детям, а развить у них познавательный интерес, самостоятельную творческую активность.
В соответствии с ФГОС ДО, педагог должен обеспечить богатство предметно-развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе дает возможность для всестороннего развития каждому ребенку.
Наиболее эффективным способом модернизации предметно-пространственной среды в группе ДОУ является переход образовательного пространства из горизонтального в вертикальное.
Одним из таких элементов вертикального образовательного пространства является технология «говорящих стен». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора своей деятельности, конструктивно использовать информационный ресурс, максимально развернуть свою самостоятельную деятельность.
Цель технологии: создание условий для всестороннего развития дошкольников в соответствии с особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.
Задачи:
Создает условия для игровой, познавательной и творческой активности детей;
Развивает инициативу и самостоятельность детей;
Развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое и творческое мышление дошкольников.
Разновидности: Технология «говорящих стен» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены.
Интерактивная стена - экран, позволяющий взаимодействовать с материалом с помощью касаний или на расстоянии.
Основу «говорящей стены» составляет доска с различными элементами: наборным полотном, магнитной доской, металлическими вставками, веревками с прищепками, леской, кармашками, вкладышами, геодоской, дидактическим материалом и многим др.
В специальных кармашках или контейнерах размещается разнообразный материал: маркеры, фломастеры, резинки, фишки, магниты и т.д.
На доске размещаются разнообразные игры. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы.
Каждая развивающая стена индивидуальна. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС: доступность (размещена на уровне детей, весь материал в свободном доступе), многофункциональность (один элемент может использоваться разными способами), вариативность (замена заданий) и т.д.
В основе работы с развивающей стеной лежит интерактивное обучение (от англ. Interaction – «взаимодействие»)
Как может быть организована работа с развивающей стеной. Очень много вариантов. Педагог может самостоятельно выбирать, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной.
Она может использоваться в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности, индивидуальной работы, как элемент НОД, где ребенок может проявить свою речевую и познавательную активность, закрепить полученные знания, отработать какие-либо навыки.
В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день. Для детей старшего дошкольного возраста работа может быть рассчитана на неделю. В начале недели к детям приходит какой-нибудь герой с проблемной ситуацией. В течении недели дети выполняют задания для решения данной проблемы. Как правило, у стены работают не более 5 человек. В течении дня дети поочередно выполняют задания в ходе самостоятельной деятельности. Таким образом, к концу недели задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.
Для организации индивидуальной работы можно использовать конверты с заданиями.
Кроме того, конверты могут быть разного цвета. Например, зеленые содержат задания математического содержания, желтые – по речевому развитию и обучению грамоте, красные – дидактические игры и т.д.
Одной из разновидностей «говорящей стены» является сенсорная стена (от лат. Senstus – «чувство», «ощущение»). Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – развивающая поверхность, на которой закреплены разнообразные детали, логические элементы для развития, в первую очередь, мелкой моторики, а также интеллекта, мышления, познания окружающего мира.
Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. Игровая деятельность с бизибордом способствует речевому развитию: дети договариваются друг с другом, задают вопросы, делятся впечатлениями и эмоциями.
Сенсорное панно – развивающая поверхность из мягкого материала с дидактическим материалом.
Развивающие ширмы – представляют собой вертикальные поверхности, которые могут складываться и трансформироваться, несущие в себе познавательно-игровой материал различного содержания (ширмы для сюжетно-ролевых игр, театральной, познавательной деятельности.
Для развития творческой активности детей можно использовать поверхность для рисования (доска для мела, маркеров, фломастеров, рулон обоев, закрепленный на стене)
Таким образом, технология «говорящих стен» - это уникальный инструмент, позволяющий необычным образом изменить предметно-развивающее пространство группы детского сада, своеобразный живой экран, дающий возможности для всестороннего развития детей, для проявления детской инициативы и самостоятельности.
Хочется закончить выступление словами выдающегося педагога Я.А.Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чем заняться»
Педагог должен стремиться к тому, чтобы детям всегда было чем заняться.