kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены современные подходы и методы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен опыт работы с детьми с ТНР посредством использования современных методов и технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду»

Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду

Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы и методы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен опыт работы с детьми с ТНР посредством использования современных методов и технологий.

Ключевые слова: дети с ТНР, кинезиология, камешки МАРБЛС, логоритмика.

 

В последние годы все чаще можно встретить детей плохо говорящих или совсем не разговаривающих. Это затрудняет общение, поэтому дети испытывают негативные эмоции, у них снижается познавательная активность. Такие дети очень отличаются от своих сверстникoв. У детей с ТНР совсем небольшой запас активного словaря. Они не правильно произносят звуки, не могут образовывать слова, не правильно употребляют предлоги, в их речи часто можно услышать аграмматизмы. Таки дети часто бывают медлительными имеют плохую память, внимание не устойчиво или наоборот гиперактивны, что усугубляет и мешает усвоению программы ДОУ.

Детям с ТНР на познавательных занятиях трудно воспринимать информацию, которую пытается донести воспитатель, уловить причинно-следственные связи в тексте. А при заучивании текста - трудно запомнить даже небольшие по объему стихотворения, а также наблюдаются трудности при пересказывание прочитанного текста или составление самостоятельного рассказа. На ФЭМП ребята не всегда понимают смысл задачи, а, следовательно, не могут решить ее. Так как у всех детей с ТНР имеются нарушения мелкой моторики, то и на изобразительной деятельности также возникают проблемы. Более привлекательными занятиями для таких ребят являются физкультурные и музыкальные, но и здесь они не всегда могут быть успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственной ориентировкой.

Изучив современные методы и технологии, опробовав их на своей группе сделала вывод, что наиболее эффективными в моей коррекционной работе работе оказались ниже перечисленные методы:

Один из эффективаных методов в работе с детьми с ТНР - это развитие межполушарного взаимодействия (или кинезиология). Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Всем известно, что головной мозг имеет два полушария. У кого-то ведущее левое полушарие, у кого-то правое, но лучше всего, когда оба полушария работают одинаково. Доказано, что чем лучше работают межполушарные связи, тем выше познавательные процессы ребенка и интеллектуальное развитие. Кинеззиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется не уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном происходит на уровне спинного мозга. В своей работе с детьми использую комплекс кинезиологитческих упражнения как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено.

Регулярно используя такие упражнения у детей заметно улучшились психические процесс – память, внимание, речь, а также мелкая и крупная моторика, улучшилась зрительно-моторная координация, снизилась утомляемость и напряженность.

Еще с одной проблемой, которой может столкнуться в своей работе педагог - является перегрузка детей. Нагрузка, с которой ребенок сталкивается в группе, порой бывает для него очень велика. У детей остается совсем мало времени для любимой деятельности, так как к основным занятиям, которые проводятся в общеобразовательных группах детского сада, добавляются ежедневные логопедические занятия по развитию речи, индивидуальная работа, которую проводит воспитатель во второй половине дня. И без того психически ослабленный ребенок вынужден заниматься больше, чем его здоровые сверстники. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовлетворение, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

В этом мне очень хорошо помогает логопедическая ритмика – или логоритмика. Это методика, направленная на коррекцию различных речевых нарушений и развитие речи ребенка посредством использования взаимосвязи речевого аппарата, музыки и движения, и их взаимной координации. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. При помощи логоритмики преодолеваются основные речевые нарушения, развивается дыхание, совершенствуются психомоторные качества: такие как, переключаемость движений, статическая и динамическая координация и т.д.

Логоритмика используется для совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. А также развитие речи детей – логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Для обогащения речевого опыта на логоритмике используется иллюстративный материал, литературный текст, который не только доступен в лексическом отношении, но и подбирается в соответствии с коррекционной программой.

Мой опыт показал, что регулярно используя логоритмические упражнения на занятиях с детьми с ТНР, у воспитанников нормализуется речь, формируется положительный эмоциональный настрой, благоприятно сказывается на речевом развитии. Ребята меньше устают на занятиях, с удовольствием выполняя задания.

Проанализировав возможности нетрадиционных методом и технологий, я стала искать такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей. Играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Камешки Марблс, интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач

Главная цель использования камешков «Марблс» на логопедических занятиях — это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами. Задачи: коррекционно-образовательные: Формирование правильного захвата шарика кистью руки. Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

Работа по коррекции дисграфии.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.

Все игры и упражнения с камешками Марблс могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, а также от поставленной педагогом цели. Эти игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в микрогруппах и на фронтальных (подгрупповых).

Таким образом, считаю, что в коррекционной работе с детьми, имеющие речевые нарушения, в которой используются нетрадиционных средства обучения становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и увлекательными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

 

Литература

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений, Светлана Евгеньевна Большакова. – М.: ТЦ Сфера 2005

  2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для речи. СПб., 2010

  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие . —— М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

 

http://io.nios.ru/articles2/100/10/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya-u-doshkolnikov

https://www.maam.ru/detskijsad/v-pomosch-roditeljam-kineziologicheskie-uprazhnenija-razvivayuschie-mezhpolusharnoe-vzaimodeistvie-gimnastika-mozga.html

https://infourok.ru/innovacionnye-metody-bioenergoplastika-i-kineziologicheskie-uprazhneniya-v-rabote-s-detmi-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov-5271426.html

https://nsportal.ru/user/1107285/page/produktivnaya-metodicheskaya-deyatelnost

https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-zdorovesberegayuschih-tehnologii-v-logokorekcionoi-rabote-s-detmi-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-onr.html

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду

Автор: Шарова Ирина Константиновна

Дата: 09.10.2024

Номер свидетельства: 657354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Игротренинг для родителей  «Счастливый случай»"
    ["seo_title"] => string(51) "ighrotrieningh-dlia-roditieliei-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "315165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459845604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2430 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства