Когда в конце 20 века только разворачивалось то, что впоследствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества. Как всякая революция, информационная – сначала опьяняла неслыханными возможностями, а потом шокировала невиданными потерями. Приобретения и потери настолько тесно сплелись друг с другом, что отказаться от потерь можно, только лишившись приобретений. Зрелые нации стремятся минимизировать потери, нации незрелые закрывают на них глаза. Информационные, информационно – коммуникационные технологии, медиатехнологии – все эти многочисленные понятия характеризуют механизмы, позволившие поставить на новый уровень процессы получения, обработки, хранения и передачи информации. Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей Несмотря на существование множества электронных средств массовой информации, направленных на детей младенческого возраста, почти ничего не известно о том влиянии, которое они оказывают на малышей. Крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится. Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаще всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор. Сейчас мы будем говорить, главным образом, о компьютере. Мнения родителей о том, как электронные средства массовой информации влияют на обучение детей. | В основном помогают | В основном мешают | Нет ощутимого влияния | Использование компьютера | 72% | 5% | 12% | Просмотр телевизора | 43% | 27% | 21% | Воспроизведение видеоигр | 22% | 40% | 27% | Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора. Необходимо проводить тщательные исследования, посвященные воздействию компьютера на все аспекты жизнедеятельности детей, в том числе и лонгитюдные (длительные) исследования, и в зависимости от их результатов выработать правила использования компьютера поведения в семье, детском саду, в сфере управления. Компьютерные технологии получили распространение в Казахстане в тот период, когда почти прекратились серьезные научные разработки в области педагогики, требующие основательной опытно-экспериментальной базы. Тогда же была разрушена система научно-технической информации, обеспечивавшая мониторинг зарубежных исследований в области медицины, педагогики, психологии и проч. Отчасти, поэтому не велись исследования, изучающие влияние новых технологий на детей. Если же такие исследования проводились, то в индивидуальном порядке и без широкой публикации. Вместе с тем зарубежные исследователи (педиатрические ассоциации, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции) сделали очень многое в этом направлении. Признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. Очень важным средством интеллектуального развития детей родители считают: книги —96%; кубики —77 %; пазлы —74%; говорящие книги — 62 %; образовательные телевизионные каналы — 58 %; образовательное видео —49%; образовательные компьютерные игры —43 %; образовательные сайты —31 %. Приходится констатировать, что зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей младшего возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего возраста сегодня — наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета. Согласно исследованию, которое было проведено в Австралии, с 1995 до 2005 года только в этой стране число домов, подключенных к Интернету, увеличилось с 7 до 76%. В 2006 г. 76% детей в возрасте 5—6 лет использовали компьютер. Из них: 89% использовали компьютер дома; 37% использовали компьютер в чужом доме; 12% использовали компьютер в публичной библиотеке. Для детей 5-8 лет компьютерные игры являются наиболее распространенным видом деятельности, 88% детей принимали в них участие, по крайней мере, один раз. 65% детей в возрасте от 5 до 14 лет имели доступ к Интернету во время или вне школьных занятий: использовали Интернет дома с образовательной целью (82 %), затем играли в онлайн - игры (51 %). Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %). Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инструментов для рисования (48 %). Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %). Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инструментов для рисования (48 %). 39 % детей используют Интернет в основном для доступа на различные сайты. Исследования данной проблемы на национальном уровне велись в нескольких университетах США. В частности, они показали, что 40 % младенцев смотрят телевизор с трехмесячного возраста; 90 % регулярно смотрят телевизор, видео. 29 % родителей разрешают своим детям смотреть телефильмы; основной целью этого они называют учебную. В целом, позиция Ассоциации американских педиатров сводится к тому, что использование информационных технологий (главным образом телевизора и компьютера) детьми до 2 лет необходимо запретить. Отдельные ученые считают, что запрет должен распространяться на детей младше 3 лет. Рассматривая проблему ИКТ в жизни детей, мы не касались случаев, когда компьютер является жизненно важным ключом к существованию и развитию ребенка: например, это касается слепоглухих детей, для которых компьютер выполняет функцию почти единственной связи с внешним миром в буквальном смысле, а также случаев, когда малыш лишен других возможностей познавать мир и контактировать с окружающими. Положительные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям младшего возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями. Дети могут использовать компьютер и другие технологии для ознакомления с окружающим миром, приобретения социального опыта. Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей. Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением. Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах Казахстана, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы». Отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста Семья — тот общественный институт, где ребенок начинает свое знакомство с компьютером и телевидением. В большинстве развитых стран концентрация медиасредств на одну семью чрезвычайно высока. Так, исследование австралийских ученых показало, что большинство семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет имеют дома три или больше телевизоров и три или более мобильных телефонов. Почти каждая семья имеет дома компьютер. Кроме того: 53 % детей имеют телевизоры в спальнях; 29 % детей имеют видеомагнитофон в спальне; 16 % детей имеют свой собственный компьютер в спальне; 14 % детей в возрасте от 2 до 7 лет смотрят телевизор в одиночестве. Фактически такое положение дел отражает положительное отношение семьи к информационным технологиям. Вместе с тем многое определяется семейным укладом: если в семье больше внимания уделяют телевизору, то ребенок часто смотрит телевизор; если в семье предпочитают книги, то ребенок смотрит телевизор реже. Если у малыша есть братья и сестры, вероятно, он будет смотреть программы, более подходящие для старших возрастных групп. Физические расстройства По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14.3 %детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, дипрессия, нарушение сна могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами. Детская развивающаяся сенсомоторная система биологически рассчитана на подвижный образ жизни. Маленьким детям требуется в день 3-4 часа активных игр для достижения адекватной сенсорной стимуляции их вестибулярной, тактильной систем, обеспечивающих нормальное развитие. Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру. Вид средств массовой информации | Возраст ребенка | 0-6 месяцев | 1-3 года | 4-6 лет | Экранные медиа | 1 ч 58 мин | 1ч 47мин | 2ч 10мин | Телевидение | 1ч 05 мин | 1ч | 1ч 10мин | Видео | 38 мин | 41 мин | 36 мин | Компьютеры | 10 мин | 5 мин | 16 мин | Видеоигры | 5 мин | 1 мин | 10 мин | Музыка | 59 мин | 1ч 08 мин | 49 мин | Книги | 39 мин | 37 мин | 41 мин | Игры | 2 ч | 1ч 51 мин | 2 ч 14мин | Играет негативную роль и другой фактор: СМИ постоянно демонстрируют родителям, что улица и окрестности небезопасны для детей и это приводит к тому, что родители поощряют своих детей оставаться в помещении. На такую проблему, как ожирение, влияет телевидение, рекламируя кондитерские изделия, газированные напитки и т.п. При работе с компьютером или , играя в электронные игры, часто дети принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно – двигательного аппарата. Слишком частое использование компьютера становиться причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком, преждевременное половое созревание. Психические расстройства Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность, стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары. Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компьютерных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повышенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений, имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально. Задержка умственного развития. Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредотачивать внимание и концентрироваться на определенных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем невралогическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Медиаобразование – новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, как композиция кадра влияет на сюжет программы и т. д.). Основная цель – помочь детям понять законы телевидения. На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ: Телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей младшего возраста; Специалисты по раннему детству и услугам, с ним связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей; Дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часа в день, физическим упражнениям и творческим играм. Профессионалы – медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста. Методическая литература: «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании» под редакцией Т.С.Комаровой, И.И.Комаровой, А.В.Туликова. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва, 2011г |