kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей Со

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста. Создание благоприятных условий для развития одаренности детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей Со»

Создание благоприятных условий

для развития способных и одарённых  детей

                                               

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым благоприятным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.

      Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Поэтому основная цель каждого дошкольного образовательного учреждения – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. 

Самое главное-это создать условия для проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления достижений одаренных ребят, поддержание в детском саду творческой среды - портфолио, электронные образовательные ресурсы, литература.

  • Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.

  • Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.

  • Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

  • Одаренный ребенок -  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Для развития детской одаренности в дошкольном возрасте необходимы следующие условия:

 - условия предметно-развивающей среды;

- индивидуальный подход в обучении и воспитании;

- личность педагога;

- различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей;

- различные психолого-педагогические условия.

Остановимся на этом поподробнее.

Особенности среды для развития одарённости ребёнка:

  • Предметно-информационное обогащение среды.

  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.

  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов.

  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

  • Богатство возможностей

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

 Какие качества должны быть присущи педагогу?

- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.

- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения;  для чего необходимо их совершенное знание.

- Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

- Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.

       Анализ ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. Должно существовать единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

В работе для создания условий развития детской одаренности используются следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:

Формы работы с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки;

- конкурсы, фестивали, соревнования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах.

 Формы работы с родителями одаренных детей:

- родительские клубы;

- индивидуальные консультации психолога;

- детско-родительские проекты.

Формы работы с педагогами:

педагогическое проектирование;

- открытые показы, семинары-практикумы.

Строим взаимодействие с окружающим социумом (школы, дом детского творчества, детская библиотека, школа искусств), которое осуществляется по нескольким направлениям:

- участие в совместных акциях,  конкурсах, проектах, соревнованиях;

- обучение в школах, учреждениях дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад.

Партнерство - это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

Взаимодействие детского сада и дополнительного образования создает  единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного разностороннего развития каждого ребенка.

Осуществляется дополнительное образование исходя из интересов детей и запросов родителей. На начальном этапе через анкетирование родителей (законных представителей детей), вовлечение детей дошкольного возраста в кружки, мониторинг образовательной деятельности воспитателями, педагогом-психологом, администрацией ДОУ проводятся мероприятия, направленные на выявление способностей у детей.

Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.  Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.  

В учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей.

На протяжении нескольких лет, ведется работа по созданию   условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей  в различных видах деятельности.

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.

 Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Существуют следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- не сдерживание инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно;

- важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход;           

- единство требований к малышу, как работников, так и родителей; нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

         Задача дошкольного учреждения в процессе воспитания и обучения детей не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а научиться видеть и развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Создание благоприятных условий для развития способных и одарённых детей Со

Автор: Страшко Маргарита Васильевна

Дата: 05.01.2020

Номер свидетельства: 534540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Актуальные проблемы учителя математики при работе с одарёнными детьми (обобщение педагогического опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "aktualnye_problemy_uchitelia_matematiki_pri_rabote_s_odarionnymi_detmi_obobshche"
    ["file_id"] => string(6) "626016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676742522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческого потенциала учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-kak-odno-iz-napravlienii-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "166365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422954721"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(77) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-za-2012-2013-uchiebnyi-ghod-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106827"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403093843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сказкотерапия как метод развития одарённости дошкольников на занятиях по развитию речи "
    ["seo_title"] => string(98) "skazkotierapiia-kak-mietod-razvitiia-odarionnosti-doshkol-nikov-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "116324"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412419285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства