Просмотр содержимого документа
«Создание предметно – пространственной среды в подготовительной группе по здоровьесбережению.»
Создание предметно – пространственной среды в подготовительной группе по здоровьесбережению.
«Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его!»
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
За последние 10-15 лет:
- на 8,1% снизилось число здоровых детей;
- на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям;
- число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН);
- на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8%);
- на 2 – болезни органов пищеварения (6,0%);
- около 7% дошкольников и младших школьников страдают ожирением.
- в среднем по России, у 10% детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития;
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом, движения их достаточно скоординированы и точны. Двигательная активность становится всё более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния ребёнка, от мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития двигательной активности старшего дошкольника.
Примерный набор физкультурного оборудования
Для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования
Наименование
Для ходьбы, бега, равновесия
Коврик массажный
Шнур короткий (плетёный)
Для прыжков
Обруч малый
Скакалка короткая
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)
Кольцеброс ( набор)
Мешочек малый с грузом
Мяч большой
Мяч- массажёр
Обруч большой
Для ползания и лазания
Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)
Для общеразвивающих упражнений
Гантели детские
Кольцо малое
Лента короткая
Мяч средний
Палка гимнастическая короткая
В работе воспитатели используют следующие здоровьесберегающие технологии:
Предметно- пространственная среда характеризуется компонентами, необходимыми для полноценного физического развития:
- физкультурно - игровые и оздоровительные сооружения.
Спортивное оборудование, инвентарь используют для физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, нужно учитывать следующие факторы:
1) индивидуальные социально-психологические особенности детей;
2) особенности их эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
4) особенности физического развития и здоровья детей.
К сожалению, предметно – развивающая среда оставляет желать лучшего из –за отсутствия финансирования.
Но нестандартное оборудование, сделанное своими руками, может помочь нам найти выход из нашей ситуации.
С помощью нестандартного оборудования мы можем внести элементы новизны, необычности. Например, сделать яркий цвет спортивного инвентаря, который будет способствовать повышению интереса детей к играм и упражнениям, придаст необходимую эмоциональную окраску, простимулирует двигательное творчество.
Нестандартное оборудование является многофункциональным, удовлетворяет принципу гибкого зонирования, позволяет учитывать половые и возрастные особенности детей.
Отвечает санитарно-гигиеническим, анатомо-физиологическим, психологическим и эстетическим требованиям и нормам.
Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело», и поэтому мы предлагаем вам изготовить
нестандартное оборудование для обогащения предметно-развивающей среды в спортивных уголках групп.
«Следочки» можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.
«Волшебные тапочки». Используются также для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног.
«Тарелочки – шумелочки» - можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой, в свободной двигательной деятельности. Вызывает большой интерес и радость у детей.
«Солнечный зайчик»Игра – релаксация
Цель: Снятие напряжения мышц лица. Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Викторина «Если хочешь быть здоров»
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верноли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (нет)
4.Верно ли, что от курения ежегодно погибают 10 000 человек? (да)
5.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
8.Отказаться от курения легко? (нет)
9.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
10.Взрослые чаще, чем дети ломают ноги? (да)
11.Правда ли, что надо ежедневно выпивать 4 стакана молока? (да)
12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на весь год? (нет)
13.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)
14.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (да)
15.Правда ли, что ребёнку достаточно спать 6 часов? (нет)