Создание развивающей образовательной среды для музыкального развития ребенка в зале.
Создание развивающей образовательной среды для музыкального развития ребенка в зале.
Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть.
Рассматривая различные виды музыкальной деятельности можно подготовить соответствующее оборудование в зоны работы с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание развивающей образовательной среды для музыкального развития ребенка в зале.»
Создание развивающей образовательной среды для музыкального развития ребенка в зале.
Важнейшим условием для обеспечения музыкальной деятельности и развития ребенка можно считать создание предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка». Материальные объекты деятельности ребенка, созданная среда, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика, дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах музыкальной деятельности. Музыкальный зал в детском саду, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
В условиях музыкального зала активная зона - достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Активная зона – самая большая по площади, а спокойная зона в музыкальном зале очень значимая для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью.
Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.
В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же должны быть оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организуя ПРС во всех этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме.
Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, ее рассматривать можно в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть.
Рассматривая различные виды музыкальной деятельности можно подготовить соответствующее оборудование в зоны работы с детьми.
Восприятие музыки.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие, затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание).
Примерное оборудование:
инструмент (фортепиано, скрипка, аккордеон, на котором исполняется музыкальное произведение – интеграция в область «Познание»;
репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Художественное творчество»;
набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд» (если шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями) ;
мультимедийное оборудование – интеграция в область «Чтение художественной литературы» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения) ;
разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическая культура» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками) .
Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки) .
Примерное оборудование и материал:
дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область «Коммуникация» (развитие речи) ;
легкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Здоровье»;
предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Коммуникация»;
набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд»;
мультимедийное оборудование (презентация песни) .
Музыкальное движение.
Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.
Примерное оборудование:
игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область «Социализация»;
атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Чтение художественной литературы;
предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическая культура»;
мультимедийное оборудование (мнемотаблицы) .
Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.
Примерное оборудование:
наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область «Социализация», «Коммуникация» (игра в оркестре);
дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познание»;
мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Социализация» и «Познание».
Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности.
Объект предметно-развивающей среды, мультимедийное оборудование в музыкальном зале, дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира. Нельзя допускать в музыкальном зале, чтобы активная деятельность детей перенесена была из светлой части зала (с окнами) в темную (без окон) из-за того, что появилось мультимедийное оборудование. В погоне за инновациями нельзя игнорировать основные принципы организации ПРС.