kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой анализ практической работы по обогащению развивающей среды группы детей раннего возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Теремок"














"Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе

детей раннего возраста"







Воспитатели:

А.Д. Рулина,

Ю.В. Анисимова.













Мышкин

2018 г.


Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды.

При анализе развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие факты:

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;

2. Учет возрастных особенностей детей;

3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей).

1.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оборудование группового пространства соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы преобладают спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к ним. Гибкое зонирование позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая при этом друг другу. Места для свободы передвижения детей достаточно.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

2. Учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возраста это:

- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

-экспериментирование с материалами и веществами;

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • коммуникативно-личностное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;

  • уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

  • книжный уголок,

  • уголок познавательно-исследовательской деятельности;

  • уголок конструктивной деятельности;

  • уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

  • спортивный уголок

  • уголок природы

Оснащение уголков не статично и меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию.

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.





2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

Для него были подобраны и изготовлены различные виды театров:

- Кукольный театр (Репка, настольный театр (Маша и медведь))

- Театр лопаток (Волк и семеро козлят)

- Пальчиковый театр (Репка, Колобок, Теремок, Маша и медведь, Курочка Ряба, и др.

- Маски персонажей

- Ширма-планшет

С помощью этого центра дети знакомятся с различными видами музыкальных инструментов. Здесь также представлены:

- Диски с музыкой и сказками

- Картотека музыкальных и театрализованных игр

3. Книжный уголок:

- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

- Настольно-печатные игры по развитию речи

- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:

- Пирамидки, окрашенные в основные цвета

- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, геометрическими фигурами, катушками

- Матрешки

- Дидактический стол

- Доски-вкладыши

- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов

- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)

- Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)

- Домик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

- Игрушки-забавы

- Набор шумовых коробочек

- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения

- для экспериментирования с водой: поддон, предметы-орудия для переливания и вылавливания (черпачки, сачки)

- Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия (совочки, лопатки)

- Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки

- Наборы парных картинок типа "лото"

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части

- Разрезные картинки, разделенные на 2 части

- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку ( сказочной, социобытовой), крупного формата.

5.Уголок конструктивной деятельности.

Строительный материал может быть разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации.

Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.

Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

В группе имеются:

- Конструкторы разных размеров, форм и материалов

- Мозаики разных форм и размеров

- Природный материал.

6.Уголок для продуктивной деятельности

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:

- Наборы цветных карандашей (6 цветов) -

- Гуашь, акварель

- Кисти для краски

- Подставки для кистей

- Бумага для рисования

- Емкости для промывания ворса кисти от краски

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки

-Пластилин

-Цветная бумага, картон

- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм

- Кисти для клея

- Емкость для клея

6.Спортивный уголок

В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, коляски). Спортивные пособия:

- Мячи большие, средние, маленькие

- Мешочки для метания

- Кегли

- Дорожки здоровья

- Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

7. Уголок природы

В «Уголке природы» игровой и дидактический материал обеспечивает максимальный развивающий эффект и способствует созданию ситуаций для активного поиска.


ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых позволяет детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста

Автор: Анисимова Юлия Владимировна, Рулина Анна Дмитриевна

Дата: 05.08.2018

Номер свидетельства: 475577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства