Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной депривацией
Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной депривацией
Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной депривацией»
Создание специальных условий
в дошкольном образовательном учреждении
для детей со зрительной депривацией
ГБДОУ детский сад № 115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Васильева Л.А., заведующий;
Зеленова И.Н., старший воспитатель
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Воспитанники с нарушением зрения нашего образовательного учреждения в подавляющем большинстве будут учащимися общеобразовательных школ, что актуализирует создание определенных условий их воспитания и обучения в соответствии с целевыми ориентирами, определенными в ФГОС ДО.
Дети с нарушением зрения имеют свои психофизические особенности развития:
снижение скорости и точности зрительного восприятия, искаженность восприятия предметов (это приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира);
затруднение выработки системы сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
нарушение пространственного восприятия (глубины пространства);
нарушения в формировании навыков мелкой моторики руки и развитии зрительно-моторной координации;
замедление развития познавательных процессов. Развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется, сужается объём памяти.
Важно отметить, если развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проходило без специальной помощи, то к 7 годам у них могут проявится вторичные отклонения в зрительном восприятии:
фрагментарность (несформированность представлений о больших предметах, которые не было возможности обследовать/рассмотреть; не возможность опознать целое, сам предмет, по какой-либо части предмета);
диффузность (имеется расплывчатое представление о чём-либо);
недифференцированность (неспособность различить сходные предметы при рассматривании);
значительное снижение объёма восприятия окружающего. Вследствие чего, может наблюдаться задержка психического развития.
Таким образом, основной задачей нашего ДОУ является создание для детей с нарушением зрения специальных условий.
Важнейшим условием организации среды является её безопасность. Поэтому в нашем учреждении выделены желтым цветом места, представляющие наибольшую опасность: начало и окончание подъема и спуска по лестницам (зрительные ориентиры на ступеньках и тактильные на перилах), различные выступающие части, встречающиеся на пути ребенка (порожки в дверных проёмах, колонны выделены контрастными цветами).
Дети со зрительной депривацией испытывают большие затруднения при выполнении построения, перестроения, нахождении своего место в танце. Для ориентировки в большом пространстве музыкального и спортивно-коррекционного зала используются яркие сигнальные ориентиры (метки на полу в виде цветов, геометрических фигур и т.п.), позволяющие нашим детям свободно выполнять эти действия.
Организация окружающего пространства для детей с нарушением зрения предполагает строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований к цветовой гамме горизонтальных и вертикальных поверхностей, освещенности помещений и рабочих мест, к правильному рассаживанию детей на занятиях в зависимости от зрительного диагноза и остроты зрения.
Наглядный материал и его предъявление также имеют свои особенности в ДОУ нашего вида. В соответствии со зрительным режимом индивидуальные пособия должны иметь определенный размер и цвет, предъявляться для рассматривания в вертикальной или горизонтальной плоскости. Фронтальные пособия должны предъявляться на определенном фоне (контрастном, однотонном), иметь четкие контуры, отсутствие лишних, осложняющих восприятие деталей, быть максимально приближенным к реальному предмету или объекту.
При организации предметно-развивающей среды в группах требуется обязательное наличие муляжей и ярких игрушек для детей младшего возраста, подставок для детей со сходящимся косоглазием, фронтальных и индивидуальных фланелеграфов, фонов, указок. Для проведения индивидуальных занятий с детьми по рекомендации учителей-дефектологов (тифлопедагогов) во время коррекционного часа воспитатели используют специальные пособия для развития зрительного восприятия в условиях группы.
Особые образовательные потребности наших детей требуют введения специальных разделов обучения:
Развитие зрительного восприятия на занятиях с учителями-дефектологами (тифлопедагогами);
Развитие и коррекция речи на занятиях с учителями-логопедами;
Развитие и коррекция социально-личностной и эмоционально-волевой сферы с педагогом-психологом.
В нашем саду занятия учителей-дефектологов проходят не только в кабинетах, но и в спортивном зале, так как наши дети нуждаются в специальных занятиях по развитию навыков ориентировки в большом пространстве. Таким образом наш спортивный зал имеет двойное назначение – спортивное и коррекционное.
В игровой и учебной деятельности для детей с нарушением зрения активно используются специальные технические средства обучения, такие как тактильные книги, лупы, указки с ярким наконечником, лазерные указки, звучащие игрушки.
В свете новых требований ФГОС ДО и современных реалий в нашу жизнь активно вошли современные технические средства: мультимедийное оборудование, компьютер, ноутбук. В учреждении создан каталог презентаций по лексическим темам и зрительных гимнастик для использования на мультимедийном оборудовании.
Соблюдение зрительных режимов включает в себя чередование зрительной нагрузки с двигательной активностью. Поэтому зрительная и пальчиковая гимнастики, физминутки являются неотъемлемой составляющей наших занятий.
В нашем учреждении используются несколько видов зрительной гимнастики:
с использованием зрительного стимула (для тренировки аккомодации и конвергенции);
с использованием зрительных траекторий по Бейтцу;
«пальминг» - для снятия зрительного напряжения, расслабления глазных мышц.
Особое место в образовательном процессе занимает использование электронных зрительных гимнастик, созданных учителями-дефектологами нашего сада.
В связи со снижением скорости и точности зрительного восприятия предметов окружающего мира, а в некоторых случаях и недоступностью этих предметов для зрительного восприятия нашими детьми существует необходимость в расширении образовательного пространства за счет введения дополнительных помещений, где воспитанники могут расширить и уточнить предметные и сенсорные представления о предметах окружающего мира.
Рассмотреть макеты зданий, ближайшего парка, внутреннего обустройства театра и многих других достопримечательностей нашего города воспитанники могут в «Петербургском холле».
Восполнить недостаточность сенсорного опыта возможно в «Комнате М. Монтессори».
Музей «Путешествие в прошлое предметов» позволяет нашим детям на ежемесячных экспозициях ознакомиться с внешним видом, назначением и историей многих бытовых предметов.
Помимо особых образовательных потребностей, наши дети нуждаются в медицинской коррекции и лечении. Поэтому в ДОУ созданы благоприятные условия реализации комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий, направленных на преодоление зрительной депривации.
Кабинет аппаратного лечения амблиопии и косоглазия оснащён широким спектром офтальмологического оборудования и компьютерно-тренажерным комплексом по развитию зрительных функций, психических и умственных способностей на основе использования занимательных игровых программ.
Уже упоминалось, что для повышения компенсаторно-адаптивных возможностей и повышения социально-коммуникативной активности нашим детям необходимо освоение новых социальных сред. Отсюда возникла необходимость в привлечении ресурсов дополнительного образования.
Центр Творчества и Образования Фрунзенского района и наше ДОУ совместно разработали план-график реализации сетевого проекта «Дополнительное образование – путь к равным возможностям», который гармонично вписался в нашу Образовательную программу дошкольного образования, адаптированную для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) по всем направлениям развития ребенка в соответствии с ФГОС.
Образовательное пространство мы стремимся расширить также через вовлечение родителей в проектную деятельность, которую мы рассматриваем как средство сотрудничества коллектива ДОУ, детей и их родителей. Проектная деятельность помогает родителям увидеть в ребенке личность, сформировать активную позицию в воспитании своего ребенка. Родители начинают чаще интересоваться жизнью группы и детского сада.
Своим опытом работы мы охотно делимся с коллегами района и города.
Всё выше перечисленное помогает нам добиться высоких результатов в лечебно-восстановительном и коррекционно-педагогическом процессе ДОУ.