kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о своем городе, стране, традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе,равнодушны к чужому горю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»»





МКДОУ «Селезянский детский сад «Теремок»















Мастер класс для педагогов на тему:



«Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»









Воспитатель: Кукунина А.Н.










Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего села, края, традиции. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:

  • основы гражданственности,

  • любовь к Родине,

  • бережное отношение к её природе,

  • историческому и культурному наследию,

  • уважение к старшим и сверстникам,

  • уважение к культуре и традициям других народов.

Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья – Детский сад – Родная улица– Родное село – Страна, её столица, символика.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. И наша с вами задача показать ребенку, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Работа с детьми должна строится по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о семье, о своих близких.

Цель: Расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

 Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

 Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.





 Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и

привязанность к своей семье.

2. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Цель: Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

 Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

 Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

 Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

3. Изучение родной природы.

Цель: Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

 Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

 Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

 Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

4. Знакомство с историей и культурой своей малой Родины (села, края).

Цель: Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

 Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

 Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

 Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.





5. Знакомство с людьми, которые прославили наше село и край.

Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

 Создать условия для восприятия целостной картины войны.

 Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.

 Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Что должен знать педагог:

Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному селу или краю, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.

Чтобы дети повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие

выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п.

Методы патриотического воспитания:

- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;

- привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;




- беседы с детьми о стране, родном городе;

- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,

- прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народной декоративной росписью;

- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Формами работы по развитию представлений о малой родине могут быть:

1. Экскурсии к памятнику, по улицам села.

2.Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.

3. Встречи с деятелями культуры, ветеранами родного села.

4. Дидактические игры, задания, игровые упражнения на закрепление материала.

5. Оформление тематических выставок, изготовление сувениров, выпуск альбомов, буклетов.

6.Проведение познавательных викторин, олимпиад.

Одно из условий ознакомления детей с историей и культурой малой Родины - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.


Практическое задание для педагогов:


Предлагаю вам изготовить дидактическую игру «Укрась поднос».

Дидактические задачи: учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Для изготовления игры нам потребуются трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, чёрный картон, простые карандаши, открытки с цветами, ножницы.

1. Подберите трафарет подноса, который вам понравился.

2. Обведите трафарет на картон.

3. Теперь вам надо выстричь поднос по контуру.

4. Рассмотрите открытки и подберите цветы, которыми вы бы хотели украсить поднос.







5. Затем выстригайте цветы, для серединки можно подобрать небольшой букетик.

6. Игра готова!

Игровое правило: брать по одному элементу.

Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

Для игры вам понадобится несколько подносов, желательно разной формы, и множество цветов

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что предложенный материал будет вам полезен и вы, творчески переработав его, используете в работе в своей группе со своими детьми.

Игры по приобщению детей к народной культуре 


Игра «Путешествие по народным праздникам»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Игровая задача: достичь финиша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры:
Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.
На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей от 3 до 6 (дети могут играть




парами).
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.
На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..
Игровые задания могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать как играть в подвижную игру.
3. Отгадать загадку.
4. Назвать сказку и др..
Проблемные ситуации и дидактические игры

«Чей подарок лучше?»
Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате? 
Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

«Для какой игры посылка?»
Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.
Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки. 

«Народы как одна семья, хотя язык их разный».
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа. 
Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.
Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра»,




«Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».
Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).
I этап перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.
II этап карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа.


Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре .


«Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.


«Обведи и раскрась».

Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.


«Найди пару».

Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.




«Декоративное домино».

Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.


«Собери целое».

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.


«Дорисуй рисунок».

Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.


«Что это?».

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.


Хоровод "Три весёлых братца" - подходит детей от 1,5-2 лет.

Три весёлых братца гуляли по двору.
Три весёлых братца затеяли игру.
Делали головками: ник – ник - ник
, (все кивают головами вверх и вниз)






Пальчиками ловкими: чик – чик - чик. (хлопают сложенными в щепоть пальчиками)
Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп. (все хлопают)
Топотали ножками: топ – топ - топ. (все топают)




Хоровод "Ветер" - подходит для детей любого возраста.

Дует ветер на всём белом свете,
Сильный ветер на всём белом свете (хоровод, держась за руки, расходится и снова сходится).
Ветер дует, задувает,
Осенью ветер листочки сдувает,
Листики от веточек отцепились
И закружились
 (все расцепляют руки и кружатся, словно листики).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кукунина Алла Николаевна

Дата: 02.04.2022

Номер свидетельства: 604008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства