Просмотр содержимого документа
«Специфика организации коррекционной помощи детям с нарушением зрения в условиях ДОУ»
Специфика организации коррекционной помощи
детям с нарушением зрения в условиях ДОУ
Илляшенко Е. А., учитель-дефектолог
МБДОУ №59 г. Апатиты
В нашем детском саду функционируют две группы для детей с нарушением зрения. Специализированные группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: нистагм, отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, есть дети-инвалиды по зрению).
Коррекционно-педагогическая работа строится на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №59 разработанной с учетом требований «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной и Рабочей программы учителя-дефектолога на текущий учебный год.
Организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:
• Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и рекомендует группу для детей с нарушением зрения. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью лечебно-медицинской аппаратуры под руководством медицинской сестры ортоптистки.
• Учитель – дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов в группах для детей с нарушениями зрения в детском саду была выработана следующая система деятельности:
1. Учителя-дефектологи совместно с медицинской сестрой ортоптисткой, воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем 3 раза в год (начало, середина конец учебного года) проводят диагностику детей данной категории.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе со старшим воспитателем и заведующим дошкольного учреждения в рамках работы психолого-педагогическом консилиуме (ППк) (Приложение №1), намечаются пути коррекции нарушений, развитие компенсаторных возможностей воспитанников..
2. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
3. Взаимодействие с родителями. Цель совместной работы тифлопедагога с семьями воспитанников — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушением зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала.
Проведение коррекционных занятий по физической культуре, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве осуществляется с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.
Занятия по физической культуре имеют коррекционную направленность – используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для детей с нарушением зрения. От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей и соблюдать рекомендации данные учителем-дефектологом по работе с каждым ребенком индивидуально.
Логопедическая помощь детям с нарушением зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию черт личности. Важный момент в организации логопедической работы – выявление детей с нарушением речи и низким речевым развитием. В период обследования комплектуются группы детей с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями, с которыми проводятся индивидуальные занятия. Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогике, владения особыми методами и приемами работы, применения специальных средств наглядности, учебных пособий, и соблюдения рекомендаций, данные учителем-дефектологом по работе с каждым ребенком индивидуально.
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. Овладения навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей, имеющих нарушения зрения. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.
Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью ребенка с нарушением зрения. Ориентирование в пространстве предполагает сенсорное развитие детей. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи важно целенаправленно развивать у детей такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная, обонятельная.
Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.
В ходе специально организованных занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности, и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения тифлопедагог и воспитатели проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.Во все занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.
Говоря о результатах коррекционно-педагогической работы хочется отметить, что, после пребывания в специализированной группе для детей с нарушением зрения, у всех детей повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. В то же время, отмечается высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.
Литература:
Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982;
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты обследования детей
подготовительной зрительной группы
на ….
Сообщение учителя-дефектолога
Илляшенко Е. А.
на медико-педагогическом консилиуме
МБДОУ № 59.
Списочный состав группы на 2020 -2021 год 16 детей.
Первый год группу посещает 6 детей …;
второй год группу посещают 9 детей…
Список детей подготовительной зрительной группы «…»
№
п/п
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
Диагноз
Врача-офтальмолога
VIS
б/о
в/о
1.
Амблиопия слабой степени – ..% ( ... детей)
Амблиопия средней степени – .. % (… детей)
Амблиопия высокой степени – …% (… детей)
Без амблиопии – …% (… детей)
С косоглазием – …% (… детей)
Слабовидящие дети:
№
п/п
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
Диагноз
Врача-офтальмолога
VIS
б/о
в/о
1.
Рекомендации:
Использование подставок для книг и продуктивной деятельности позволяет сократить нагрузку на позвоночник и сохранить хорошую осанку.
Использование при работе трафареты среднего размера;
Раскрашивание более мелких деталей рисунка (не менее 2-3 см);
Использование деталей пластмассового конструктора среднего размера;
Наклеивание усложненных аппликаций (2-3см);
Плетение «ковриков» из полос шириной (2 см);
Бросовый материал: средней величины фасоль, косточки, мозаика.
Обнаружение ошибок в рисунках крупного масштаба.
посадка на занятии – за первые столы.
Дети с косоглазием:
№
п/п
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
Диагноз
Врача-офтальмолога
Угол косогл.
Характер зрения
1.
Рекомендации:
1. При сходящемся косоглазии:
- регулярно проводить упражнения для развития зрительных осей, фиксации взора;
– направление взора вверх вдаль (зрительные тренажеры, подвесные мобили, игры с мячами, шарами, запуск самолетиков, мыльных пузырей);
- демонстрация наглядного материала в вертикальном положении;
- рассматривание книг и иллюстраций с использованием подставки для книг;
- изобразительная деятельность (рисование, аппликация) на наклонной поверхности;
- игры: прокатывание мячей, шаров, игры с песком, водой, настольно-печатные;
- посадка на занятии – за дальние столы.
Дети с астигматизмом:
№
Фамилия, имя ребенка
Диагноз врача-офтальмолога
1.
У детей с астигматизмом развитие зрительной системы затормаживается, и зрительная информация воспринимается со значительным искажением.
Рекомендации:
- обязательная коррекция преломляющих сред линзами (ношение очков);
- ограничение зрительной работы (четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз), так как возможно двоение в глазах и как следствие – головные боли.
Дети с дальнозоркостью высокой степени:
№
Ф. И. ребенка
Диагноз врача-офтальмолога
1.
Рекомендации:
- Для улучшения зрительного восприятия объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.
-Чередование работы вблизи - вдали.
- Четкие картинки.
- Хорошая освещенность помещений.
Ограничения:
Резкие наклоны.
Прыжки.
Поднятие тяжести.
Акробатические упражнения (кувырки, висы на руках, висы вниз головой).
Соскоки со снарядов.
Упражнения с сотрясением тела наклонным положением головы, резким перемещением тела.
Упражнения высокой интенсивности.
Длительные статические упражнения.
Дети с миопией (близорукостью):
№
п/п
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
Диагноз
Врача-офтальмолога
VIS
Угол косогл.
Характер зреиия
б/о
в/о
1.
Рекомендации:
- дозировка зрительной нагрузки со зрительным контролем в течение 10-15 мин. Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия;
- цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Черно-белое изображение давать с увеличенной контрастностью в 2 раза. Замена демонстрационной наглядности раздаточной.
- рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища, работа за столом.
- хорошая освещенность рабочей поверхности.
- Охрана зрения! Противопоказаны резкие и длительные наклоны туловища и головы, подъем тяжестей, сотрясение тела; вынужденная рабочая поза; значительная зрительная нагрузка (мелкая работа).
Ограничения:
1. Напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью.
2. Длительная без своевременного отдыха зрительная работа.
3. Резкий, избыточный свет.
4. Резкие и длительные наклоны головы и туловища.
5. Подъем тяжестей.
6. Сотрясения тела. Вибрация.
7. Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.
Дети с нистагмом:
№
Фамилия, имя ребенка
Диагноз врача-офтальмолога
1
Темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное.
Рекомендации:
- четкое дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок.
- использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг.
- Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов.
Сложные дети:
…
…
Общие рекомендации:
При работе со слабовидящими детьми предъявляемые объекты должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов.
Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.
Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.
При изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение.
Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей.