kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика организации коррекционной помощи детям с нарушением зрения в условиях ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для воспитателей специализированных групп и специалистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика организации коррекционной помощи детям с нарушением зрения в условиях ДОУ»

Специфика организации коррекционной помощи

детям с нарушением зрения в условиях ДОУ


Илляшенко Е. А., учитель-дефектолог

МБДОУ №59 г. Апатиты


В нашем детском саду функционируют две группы для детей с нарушением зрения. Специализированные группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: нистагм, отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, есть дети-инвалиды по зрению).

Коррекционно-педагогическая работа строится на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №59 разработанной с учетом требований «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной и Рабочей программы учителя-дефектолога на текущий учебный год.

Организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

• Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и рекомендует группу для детей с нарушением зрения. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью лечебно-медицинской аппаратуры под руководством медицинской сестры ортоптистки.

• Учитель – дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов в группах для детей с нарушениями зрения в детском саду была выработана следующая система деятельности:

1. Учителя-дефектологи совместно с медицинской сестрой ортоптисткой, воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем 3 раза в год (начало, середина конец учебного года) проводят диагностику детей данной категории.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе со старшим воспитателем и заведующим дошкольного учреждения в рамках работы психолого-педагогическом консилиуме (ППк) (Приложение №1), намечаются пути коррекции нарушений, развитие компенсаторных возможностей воспитанников..

2. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

3. Взаимодействие с родителями. Цель совместной работы тифлопедагога с семьями воспитанников — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекци­онным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушением зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала.

Проведение коррекционных занятий по физической культуре, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве осуществляется с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.

Занятия по физической культуре имеют коррекционную направленность – используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для детей с нарушением зрения. От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей и соблюдать рекомендации данные учителем-дефектологом по работе с каждым ребенком индивидуально.

Логопедическая помощь детям с нарушением зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию черт личности. Важный момент в организации логопедической работы – выявление детей с нарушением речи и низким речевым развитием. В период обследования комплектуются группы детей с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями, с которыми проводятся индивидуальные занятия. Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогике, владения особыми методами и приемами работы, применения специальных средств наглядности, учебных пособий, и соблюдения рекомендаций, данные учителем-дефектологом по работе с каждым ребенком индивидуально.

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. Овладения навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей, имеющих нарушения зрения. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.

Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью ребенка с нарушением зрения. Ориентирование в пространстве предполагает сенсорное развитие детей. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи важно целенаправленно развивать у детей такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная, обонятельная.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

В ходе специально организованных занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности, и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения тифлопедагог и воспитатели проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.Во все занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.

Говоря о результатах коррекционно-педагогической работы хочется отметить, что, после пребывания в специализированной группе для детей с нарушением зрения, у всех детей повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. В то же время, отмечается высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.


Литература:

  1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982;

  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты обследования детей

подготовительной зрительной группы

на ….

Сообщение учителя-дефектолога

Илляшенко Е. А.

на медико-педагогическом консилиуме

МБДОУ № 59.


Списочный состав группы на 2020 -2021 год 16 детей.

Первый год группу посещает 6 детей …;

второй год группу посещают 9 детей…


Список детей подготовительной зрительной группы «…»

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения

Диагноз

Врача-офтальмолога

VIS

б/о

в/о

1.







Амблиопия слабой степени – ..% ( ... детей)

Амблиопия средней степени – .. % (… детей)

Амблиопия высокой степени – …% (… детей)

Без амблиопии – …% (… детей)

С косоглазием – …% (… детей)


Слабовидящие дети:

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения

Диагноз

Врача-офтальмолога

VIS

б/о

в/о

1.







Рекомендации:

  • Использование подставок для книг и продуктивной деятельности позволяет сократить нагрузку на позвоночник и сохранить хорошую осанку.

  • Использование при работе трафареты среднего размера;

  • Раскрашивание бо­лее мелких деталей ри­сунка (не менее 2-3 см);

  • Использование дета­лей пластмассового конструктора среднего размера;

  • Наклеивание услож­ненных аппликаций (2-3см);

  • Плетение «коври­ков» из полос шири­ной (2 см);

  • Бросовый материал: средней величины фасоль, кос­точки, мозаика.

  • Обнаружение оши­бок в рисунках круп­ного масштаба.

  • посадка на занятии – за первые столы.

Дети с косоглазием:


п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения

Диагноз

Врача-офтальмолога

Угол косогл.

Характер зрения

1.






Рекомендации:

1. При сходящемся косоглазии:

- регулярно проводить упражнения для развития зрительных осей, фиксации взора;

– направление взора вверх вдаль (зрительные тренажеры, подвесные мобили, игры с мячами, шарами, запуск самолетиков, мыльных пузырей);

- демонстрация наглядного материала в вертикальном положении;

- рассматривание книг и иллюстраций с использованием подставки для книг;

- изобразительная деятельность (рисование, аппликация) на наклонной поверхности;

- игры: прокатывание мячей, шаров, игры с песком, водой, настольно-печатные;

- посадка на занятии – за дальние столы.


Дети с астигматизмом:

Фамилия, имя ребенка

Диагноз врача-офтальмолога


1.




У детей с астигматизмом развитие зрительной системы затормаживается, и зрительная информация воспринимается со значительным искажением.


Рекомендации:

- обязательная коррекция преломляющих сред линзами (ношение очков);

- ограничение зрительной работы (четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз), так как возможно двоение в глазах и как следствие – головные боли.


Дети с дальнозоркостью высокой степени:

Ф. И. ребенка

Диагноз врача-офтальмолога

1.




Рекомендации:

- Для улучшения зрительного восприятия объект (изображе­ние или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.

-Чередование работы вблизи - вдали.

- Четкие картинки.

- Хорошая освещенность помещений.

Ограничения:

  1. Резкие наклоны.

  2. Прыжки.

  3. Поднятие тяжести.

  4. Акробатические упражнения (кувырки, висы на руках, висы вниз головой).

  5. Соскоки со снарядов.

  6. Упражнения с сотрясением тела наклонным положением головы, резким перемещением тела.

  7. Упражнения высокой интенсивности.

  8. Длительные статические упражнения.


Дети с миопией (близорукостью):

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения

Диагноз

Врача-офтальмолога

VIS

Угол косогл.

Характер зреиия

б/о

в/о

1.








Рекомендации:

- дозировка зрительной нагрузки со зрительным контролем в течение 10-15 мин. Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия;

- цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Черно-белое изображение давать с увеличенной контрастностью в 2 раза. Замена демонстрационной наглядности раздаточной.

- рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища, работа за столом.

- хорошая освещенность рабочей поверхности.

- Охрана зрения! Противопоказаны резкие и длительные наклоны туловища и головы, подъем тяжестей, сотрясение тела; вынужденная рабочая поза; значительная зрительная нагрузка (мелкая работа).

Ограничения:

1. Напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью.

2. Длительная без своевременного отдыха зрительная работа.

3. Резкий, избыточный свет.

4. Резкие и длительные наклоны головы и туловища.

5. Подъем тяжестей.

6. Сотрясения тела. Вибрация.

7. Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.


Дети с нистагмом:

Фамилия, имя ребенка

Диагноз врача-офтальмолога


1




Темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное.

Рекомендации:

- четкое дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок.

- использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг.

- Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов.


Сложные дети:

Общие рекомендации:

При работе со слабовидящими детьми предъявляемые объекты должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов. 

Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью. 

Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.      

При изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение. 

Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специфика организации коррекционной помощи детям с нарушением зрения в условиях ДОУ

Автор: Екатерина Александровна Илляшенко

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Здоровьесберегающие технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(56) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "221884"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435654504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства