«Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста»
«Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста»
Проблема формирования компетентной личности в сфере образования – определяющая. Одно из важнейших условий ее решения – непрерывность образовательного процесса Н.Г. Чернышевским в статье «Александр Сергеевич Пушки» высказана важная мысль: « В детстве, в первую пору молодости человек учится в школах; уроки наставников имеют ту цель, чтобы сделать юношу образованным человеком. Но, когда он выходит из школы, перестает учиться, его образование поддерживается и совершенствуется чтением, то есть вместо прежних наставников взрослый человек имеет одну наставницу – литературу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Березка» р. п. Чишмы
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
Старший воспитатель Хайруллина Г.А.
«Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста»
Проблема формирования компетентной личности в сфере образования – определяющая. Одно из важнейших условий ее решения – непрерывность образовательного процесса Н.Г. Чернышевским в статье «Александр Сергеевич Пушки» высказана важная мысль: « В детстве, в первую пору молодости человек учится в школах; уроки наставников имеют ту цель, чтобы сделать юношу образованным человеком. Но, когда он выходит из школы, перестает учиться, его образование поддерживается и совершенствуется чтением, то есть вместо прежних наставников взрослый человек имеет одну наставницу – литературу».
Систематически читая, человек самостоятельно организует свое читательское развитие, которое, в свою очередь, оказывает влияние на его профессиональную компетентность. Очевидно, что в динамично развивающем обществе невозможно раз и навсегда достичь уровня компетентности. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.
Проблема становления профессиональной компетентности воспитателей в методике приобщения детей к чтению является на сегодняшний день актуальной, так как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка дошкольного возраста – это активное приобщение к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засильем телевидения, Интернета и некачественной литературы.
От уровня профессиональной компетентности воспитателей зависит результат приобщения дошкольников к чтению, развитие их читательской культуры. Интереса к книге, дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения, устной и письменной речи, успешная подготовка к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе не определена структура компетентности воспитателя, осуществляющего процесс приобщения ребёнка к искусству слова, не выделены ее компоненты, не разработана ее система методической работы и педагогические условия целенаправленного ее становления профессиональной компетентности воспитателей в приобщении детей к книге.
Современные программы для ДОУ определяют требования к уровню профессиональной компетентности воспитателя, осуществляющего педагогическую деятельность по их реализации.
Составители программ считают, что педагог должен уметь анализировать текст художественного произведения, определять репертуар литературы для чтения, демонстрировать свои литературные предпочтения, знать различные приёмы использования иллюстраций, объяснять значение непонятных для ребенка выражений, слов, а также выразительно читать или рассказывать произведение, создавать условия для воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.
Методические аспекты: уметь самостоятельно планировать процесс литературного образования детей дошкольного возраста посредством определения целей и задач деятельности приобщения ребенка к книге, проектирование ее содержания и осуществления.
Воспитатель должен разбираться в видах и жанрах литературы; уметь отбирать высоко-художественные произведения для чтения; знать принципы формирования круга детского чтения, читать отдельные произведения и циклы, объединенные одними и теми же героями, произведения зарубежной литературы и народов мира; разбираться в тематическом многообразии произведений; знать художественные особенности построения произведения и художественные приемы, простейшие понятия из теории литературы;
На современном этапе развития общества в круг чтения детей введено много различных авторов, расширена жанровая система. Все это требует от воспитателя профессиональной грамотности в вопросах детской литературы и организации детского чтения. Заметим, что в современных вузах при уменьшения количества часов на изучение детской литературы и отсутствии методики приобщения детей к чтению будущий воспитатель получает поверхностные знания по указанным вопросам.
Литература
Николаенко Ю. Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста// Журнал «Дошкольное воспитание №4 2012г. 109-114с.
Приложение 1
Показатели профессиональной компетентности воспитателей по приобщению к чтению детей дошкольного возраста
педагог должен уметь:
- анализировать текст художественного произведения;
- определять репертуар литературы для чтения;
- демонстрировать свои литературные предпочтения;
- знать различные приёмы использования иллюстраций;
- объяснять значение непонятных для ребенка выражений, слов;
- выразительно читать или рассказывать произведение;
- создавать условия для воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.
- уметь самостоятельно планировать процесс литературного образования детей дошкольного возраста посредством определения целей и задач деятельности приобщения ребенка к книге, проектирование ее содержания и осуществления.
- разбираться в видах и жанрах литературы;
- уметь отбирать высоко-художественные произведения для чтения;
- знать принципы формирования круга детского чтения;
- читать отдельные произведения и циклы, объединенные одними и теми же героями, произведения зарубежной литературы и народов мира;
- разбираться в тематическом многообразии произведений;
- знать художественные особенности построения произведения и художественные приемы, простейшие понятия из теории литературы;