Просмотр содержимого документа
«Статья "Экологическое развитие воспитанников в ДОУ"»
Экологическое развитие воспитанников в ДОУ
Панферова Марина Александровна,
воспитатель МАДОУ №82 г. Томска
Ребёнок и природа…Забота о нашей земле и природе – вот основной фундамент, который должны закладывать сначала родители, а затем воспитатели. Дошкольник по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира и если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, то природа перед ребенком открывается как чудесный мир в живых красках.
Разнообразный мир природы встречает ребёнка морем разных запахов и звуков, тысячами удивительных тайн и загадок. Он заставляет, прислушаться, присмотреться, задуматься и остановиться… Свои секреты есть и у большого океана, и у крошечной лужицы, оставшейся после сильного дождя, и у красивого поля, и у зелёного луга. Знакомство с природой будит любознательность в каждом дошкольнике.
Вводить в окружающий мир природы малышей необходимо постепенно. Сначала мы знакомим детей с тем, что находится вокруг нас, беседуем, изучаем книги, энциклопедии, и, конечно же, много играем. К детям приходят разные герои и показывают, почему нельзя рвать цветы на клумбах, ходить по газонам, обижать животных. Эти правила является основой экологического воспитания с раннего детства.
Далее, показываем, как наблюдать за природой; открываем детям красоту и многообразие комнатных растений. В детском саду зелёный мир на подоконнике вызывает бурный интерес у ребёнка. Любой цветок – это удивительное явление. На первый взгляд растения неподвижны и безжизненны. Но потом, наблюдая за цветами дети видят их красоту и начинают замечать в зелёном ростке живое существо. Жизнь маленького ростка целиком зависят от того, полили его или нет, холодной или комнатной температуры водой, на свету стоит цветок или нет? А внешний вид цветка? Цвет, форма, размер – это всё является показателями благополучия растения. Сколько можно провести экспериментов и познавательно – исследовательской деятельности с детьми, поливая и высаживая растения?
В своей работе применяю разные формы – это и беседы, наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экологические праздники и развлечения, опыты.
Для развития творческого мышления детей пробую придумывать сказки экологического содержания, провожу игры речевого характера, словесное преобразование объекта с помощью типовых приёмов фантазирования, тренинги с подгруппами детей, по обучению принятия решения для какой - либо задачи. Так же использую элементы изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми: кляксография, ниткография, пальцеграфия.
Для формирования собственных взглядов и суждений на происходящее вокруг нас использую беседы. Беседы мы проводим в любое время дня: на занятиях, на прогулке, в свободное время. Много говорим о связях между растениями и животными, между природными условиями и обитателями природы, всё это должно быть понятным и доступным для ребёнка. В беседе дети рассказывают, что вместе родителями на даче сажали цветы и овощи, а затем ухаживали за ними в течение всего лета: поливали, убирали сорняки, а потом собирали урожай. Началом пути экологического воспитания может быть и «огород на подоконнике» или наблюдения на территории детского сада, а может быть и дорога домой или прогула в лесу.
Игры для развития экологического сознания ребёнка играют большую роль. Детям очень нравятся игры, сделанные своими руками, поэтому включаю разнообразный природный материал, приношу различные коллекции, которые собирала сама, еще в детстве. Использую готовые настольно-печатные игры, лото. С помощью игр малыши учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать, рассуждать о жизни животных и растений; приучают детей думать, вызывают интерес и желание ухаживать за природными объектами.
Ненавязчиво, в форме игры мы с детьми пытаемся придумывать экологические сказки. Благодаря этим сказкам дошкольник познает этот мир не только умом, но и сердцем. Малыши, попадая в волшебную сказку, познают все тайны растительного и животного мира, знакомятся с сезонными изменениями в природе, узнают о временах года и т.д. Таинственная сказка даёт возможность, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие.
Так же использую основные идеи ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это умение решать возникшие противоречия. Противоречия возникают в разных ситуациях. Один вопрос «Почему?» заставляет ребят, да и взрослых тоже, думать, находить новые нестандартные решения, смотреть на вещи другими глазами. Все полученные знания, наблюдения, эксперименты фиксируем в «Книгу знаний», которую мы придумали и оформили совместно с детьми и их родителями.
Я просто помогаю детям замечать проблемные ситуации, учу решать их, используя оптимальные мыслительные модели. Мы не меняем количество и качество информации, но мы побуждаем у детей интерес к самостоятельной добыче знаний. Мы им не даем готовые ответы, а направляем их на самостоятельный и активный поиск информации.
Экологическое воспитание дошкольника будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Для этого мы педагоги стараемся побуждать родителей к созданию благоприятных условий и предметно - развивающей среды в группе.
Проделанная работа это задача не только экологического, но и умственного и нравственного воспитания дошкольников. Наша задача - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за природу.