Просмотр содержимого документа
«Статья "Экологическое воспитание дошкольников"»
Экологическое воспитание дошкольников
Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня.
Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – все это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Это обязывает нас, педагогов, сделать всё возможное, чтобы заложить в сознание ребёнка необходимость построения гармоничных взаимоотношений с миром. Процесс формирования культуры природолюбия должен стать одним из основополагающих в работе с детьми.
Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада и родителей.
Слово «экология» прочно вошло в наш каждодневный словарь, как наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Год 2017 объявлен в нашей стране годом Экологии, а значит, мы не можем, и не должны стоять в стороне. В старшей группе № 1 «Капельки» разработан с апреля этого года долгосрочный проект по экологическому воспитанию детей. Еще в феврале месяце в нашей группе был создан «Огород на подоконнике», мы с детьми посадили лук, укроп, разные салаты, наблюдали за ростом, поливали, а затем дружно кушали за обедом витамины, выращенные своими руками! В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Мы читаем различные экологические сказки, рассказы, стихотворения о природе, играем в дидактические игры («Угадай, какая птица, рыба?», «Кто, где живет?», «Птицы, рыбы, звери» и т.д.), ведь благодаря сказкам, детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека, а благодаря играм, ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Совместно с детьми сделали коллективную стенгазету «Берегите природу!». Еще одну стенгазету на тему «Убери за собой мусор!» выполнили и повесили за территорией детского сада, а рисунки, выполненные детьми с родителями, мы также разместили возле городских мусорок. Еще наши ребята участвовали в уборке уличного участка нашей группы, мы, вооружившись пакетами, собирали мелкий мусор. Детям очень нравится трудиться, каждый старался собрать как можно больше мелкого мусора.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её- дело сложное. Задача воспитателей и родителей- подвести его к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту!