Просмотр содержимого документа
«Статья "Эмпирическое исследование особенностей проявлений самооценки у детей старшего дошкольного возраста "»
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. 1 Цели, задачи, методика исследования
Эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 134 «Жемчужинка» г. Чебоксары.
Общий объем выборки составляет 25 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 13 мальчиков и 12 девочек. Список представлен в приложении А.
Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью данного исследования была обозначена задача выявить особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данной задачи мною использовались две методики:
1. Методика «Лесенка», В.Г. Шур;
2. Методика «Три линии».
Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» [6], В.Г. Щур. Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своего места с позиции окружающих его людей: сверстников, родителей, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.
Инструкция: При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация.
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Стимульный материал по методике «Лесенка» представлен в приложении Б.
Методика «Три линии».[7] Данная методика предназначена для изучения уровня самооценки: ребенку выдается бланк, на котором находятся 3 вертикальных линии длиной 100 мм с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, а середина - едва заметной точкой. Подробнее о методике «Лесенка» в приложении В.
Ребенку выдается бланк, на котором находятся 3 вертикальных линии длиной 100 мм с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, а середина - едва заметной точкой.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности и возможности. Каждое качество можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя ее точка укажет на самое низкое развитие, а верхняя - на самое высокое развитие. Сейчас тебе будут предложены 3 линии: первая ум, вторая уверенность в себе, третья - авторитет у сверстников. Ты на каждой линии поставишь черту так, как считаешь у себя сформированным данное качество».
Обработка результатов. Подсчитывается длина каждой линии, нанесенной ребенком, в миллиметрах, которые затем переводятся в баллы (например, 60 мм равны 60 баллам). Затем рассчитывается средняя величина всех трех линий (средний показатель самооценки). Исходя из этого, определяется уровень самооценки: высокий уровень - 74-60 баллов; средний уровень - 59-45 баллов; низкий уровень - менее 45 баллов.
Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку; от 75 до 100 - свидетельствуют о завышенной самооценке и указывают на определенные отклонения в формировании личности; количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
0-45 заниженная
45-74 адекватная
75-100 завышенная
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
В таблице №1 представлены обобщенные данные по методике «Лесенка». Индивидуальные данные представлены в приложении В.
Таблица 1 Обобщенные данные по методике «Лесенка»
Уровень самооценки
Низкий
Средний
Высокий
№ ступени
1-3
4-7
8-10
Количество выборов с собственной позиции
абс.
%
абс
%
абс
%
0
11
44
14
56
Количество выборов с позиции родителей
0
0
6
24
19
76
Количество выборов с позиции сверстников
2
8
5
20
18
72
Количество выборов с позиции воспитателя
5
20
15
60
5
20
По данным таблицы 2 видно, что высокий уровень самооценки с собственной позиции ребенка характерен 56% детей, средний – 44%,низкий уровень не был выявлен. С позиции родителей и сверстников так же преобладает высокий уровень самооценки. С позиции воспитателя 60% детей характерен средний уровень самооценки, по 20%- низкий и высокий уровень самооценки.
В таблице №2 представлены обобщенные данные по методике «Три лини». Индивидуальные данные по методике «Три линии» представлены в Приложении Г.
Таблица 2 Обобщенные данные по методике «Три линии»
Уровень самооценки
Низкий
Средний
Высокий
Завышенный
Количество детей
абс.
%
абс.
%
абс.
%
абс.
%
Количество детей в %
0
0
11
44
14
56
0
0
Мною была подсчитана длину каждой линии, нанесенной ребенком, в миллиметрах, которые затем перевела в баллы (например, 60 мм равны 60 баллам). Затем рассчитала среднюю величина всех трех линий (средний показатель самооценки). Исходя из этого, определила уровень самооценки. В ходе вычисления выявила, что преобладающим уровнем самооценки в данной группе является высокий.
Заключение
Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
1. Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно самооценки детей дошкольного возраста; отмечается тесная взаимосвязь самооценки со всеми психическими процессами. В современной детской психологии имеются сведения о специфике детской самооценки, его генезисе на протяжении дошкольного детства, о различных подходах к параметрам оценки самооценки детей.
2. В ходе эмпирического исследования были выделены следующие особенности проявления самооценки:
более половины детей показали высокий уровень самооценки (56%)
у 44% испытуемых детей был выявлен средний уровень самооценки
детей с низкой самооценкой не было выявлено
3. Удалось реализовать главные задачи работы.
Мною были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании.
Было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.