kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование фольклора в речевом развитии дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ состояния практики использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного воззраста. рекомендовано для воспитателей детских садов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование фольклора в речевом развитии дошкольников"»

Тарасенко Т.В., кандидат педагогических наук, доцент,

Липецк, ФГБОУ ВПО «ЛГПУ», Россия;

Паршина А.В.,

воспитатель, Липецк, МБОУ СОШ № 70

(дошкольные группы), Россия




Анализ состояния практики использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.



Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Как показал анализ состояния практики использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, работа в данном направлении практически не ведется. Диагностика проводилась в сентябре 2014 года на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г.Липецка. В исследовании было задействовано 20 детей старшего дошкольного возраста (1 экспериментальная группа (10 детей) и 1 контрольная группа (10 детей).

В исследовании приняли участие 20 родителей воспитанников детского сада, 30 педагогов дошкольных образовательных учреждений города Липецка.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы (сентябрь 2014 г.), в этот период исследовательская работа была нацелена на решение следующих задач:

- диагностику уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, анализ результатов;

- анализ использования фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ;

- анализ возможностей использования фольклора в речевом развитии детей в условиях семьи.

Диагностика определения умений детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в жанрах форм фольклора и владении ими осуществлялась в соответствии с разработанными критериями и показателями развития.

Уровень развития речевых умений на основе опроса детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 1 до 3 баллов. Ответы ребенка, соответствующие 1 баллу относятся к низкому уровню развития, соответствующие 2 баллам – среднему уровню развития, 3 балла – высокому уровню развития. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень речевого развития детей: низкий, средний, высокий.

Для выявления уровня речевого развития детей был проведен опрос каждого ребенка, направленный на исследование понимания малых фольклорных форм. В опроснике представлены вопросы, определяющие уровень понимания детьми значения пословиц и поговорок, знание считалок, колыбельных песен, умения отгадывать загадки, приводить свои примеры на каждый предложенный жанр, составлять рассказ по пословице. Всего 12 заданий.

Обработка результатов ответов детей: 1 балл – ребенок затрудняется ответить, отказывается отвечать; 2 балла – отвечает на поставленный вопрос с помощью педагога; 3 балла – правильно выполняет задание.

По количеству баллов определялся уровень речевого развития.

Высокий уровень. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах. Ребенок замечает неточности в небылице («Так не говорят», «Неправильно»). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д. Умеет доказать отгадку.

Средний уровень. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр. Отгадывает загадки, но не может доказать свой ответ.

Низкий уровень. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение пословицы. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, считалок и т.д. Затрудняется дать отгадку.

 Результаты диагностики показаны в Таблице 1, где высокий уровень -3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.

Таблица 1.

Диагностика знаний малых форм фольклора

детьми старшего дошкольного возраста.


Группы

Имя ребенка

Номер задания

Кол-во баллов/

Ср.ариф.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



КОНТРОЛЬНАЯ

Настя А.

1

3

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

16 (1,3)

низкий

Дима Ц.

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

14 (1,2)

низкий

Коля П.

1

1

1

1

2

1

1

2

3

1

1

1

16 (1,3)

низкий

Лера П.

3

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

15 (1,25)

низкий

Анна О.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

3

1

15 (1,25)

низкий

Катя Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

14 (1,2)

низкий

Саша М.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

13 (1,08)

низкий

Оля С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12 (1)

низкий

Маша Т.

1

3

1

1

2

1

1

2

3

1

3

3

22 (1,8)

средний

Вася С.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

13 (1,1)

низкий

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Костя Ж.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

13 (1,1)

низкий

Маша Ч.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

13 (1,1)

низкий

Оля Р.

3

3

1

3

3

1

1

2

3

1

1

1

23 (1,9)

средний

Ваня С.

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

3

16 (1,3)

низкий

Маша П.

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

16 (1,3)

низкий

Маша Д.

1

1

1

1

1

1

1

2

3

1

1

1

15 (1,25)

низкий

Леня Н.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

13 (1,08)

низкий

Лиза И.

1

1

1

1

1

1

1

2

3

1

1

1

15 (1,25)

низкий

Алиса П.

3

3

3

3

3

1

3

3

3

1

3

3

32 (2,7)

высокий

Лена Ц.

1

3

1

1

2

1

1

2

3

1

3

1

20 (1,7)

средний

Результаты диагностики по баллам и уровням представлены в виде диаграммы 1.

Диаграмма 1.

Результаты диагностики речевого развития и знаний малых форм фольклора детей ЭГ и КГ.



Уровни знаний малых форм фольклора детьми старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни знаний малых форм фольклора

детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий срез)


Уровень

ГРУППА

Контрольная

Экспериментальная

ВЫСОКИЙ

-

10 %

СРЕДНИЙ

10%

20%

НИЗКИЙ

90%

70%


Как видно из диаграммы 1 и Таблицы 2, количество детей с низким уровнем в ЭГ – 70%, в КГ – 90%, детей со средним уровнем в ЭГ- 20 %, в КГ – 10%, детей с высоким уровнем развития в ЭГ – 10 %, в КГ – таких детей не оказалось. Таким образом, по результатам таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в ЭГ уровень выполнения заданий изначально выше, чем в КГ.

Данные таблицы 2 показывают, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем не играет особой роли. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Качественный анализ результатов диагностики показал, что ответы и комментарии детей ЭГ и КГ незначительно отличались по содержанию.

Для детей оказались очень сложными практически все задания, которые выполнены на низком уровне. Исключение составляет только задание № 8. Уровень звуковой культуры достаточно высокий. Но своих примеров скороговорок дети привести затрудняются. Не все дети отгадывают загадки, не знают считалки. Некоторые спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю» (Маша Д.). Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Составление рассказа по пословице особенно трудно для детей. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «Какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что ответы детей схожи по содержанию, знание фольклорных форм ограничено. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.

Для решения второй и третьей задачи констатирующего этапа по выявлению возможностей использования фольклора в речевом развитии детей в условиях ДОУ и семьи было проведено анкетирование педагогов и родителей воспитанников.

Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников детского сада, 15 из которых представители полных семей, 1- мать-одиночка, 4 – многодетные семьи.

Анализ возрастного уровня показал, что наибольшая группа состоит из людей от 25 до 30 лет. В ходе обработки первичных данных получены следующие результаты: 12 чел. – от 25 до 30 лет, 4 чел. – от 30 до 35 лет, 4 чел. – от 35 до 40 лет. Более половины опрошенных родителей имеют в семье двоих детей. Данные возраста и социального статуса контингента опрошенных родителей воспитанников ЭГ и КГ отличались незначительно.

Знания о возрастных категориях родителей воспитанников, о социальном статусе семей, их образовательном уровне и особенностях семейного воспитания являются одним из условий плодотворного взаимодействия родителей и педагога в вопросах развития ребенка, в том числе речевого. Знание потенциала семьи и ее особенностей помогает педагогу осуществлять индивидуальный подход к ребенку и налаживать партнерские отношения с родителями воспитанников.

В результате анкетирования выяснилось, что родители практически не используют с детьми дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю - баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. Это говорит о том, что в семьях забыты данные произведения устного народного творчества, родителям на память приходят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока - белобока…».

Исходя из результатов анкетирования, можно утверждать, что родители уделяют мало внимания использованию устного народного творчества в речевом развитии детей.

Анализ анкетирования педагогов детских садов дает возможность утверждать, что педагоги стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей - пальчиковые игры, игры – забавы, иногда используют малые фольклорные жанры в режимных моментах. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в работе со старшими дошкольниками это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты:

1. Выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников на этапе формирующего эксперимента.

2. Работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Результаты диагностики позволяют утверждать, что необходима комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами малых форм фольклора.

Работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на основе материалов устного народного творчества в процессе взаимодействия педагогов детского сада старшей возрастной группы и семьи велась поэтапно в течение учебного года в трех направлениях: педагоги-дети; педагоги-родители, родители-дети.

На первом этапе была поставлена задача повышения педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей на основе материалов устного народного творчества. Организация работы по направлению «педагоги-родители» была нацелена на решение следующих задач:

- повышение педагогической культуры родителей по вопросам речевого развития детей на основе материалов устного народного творчества,

- осознание родителями значимости работы по приобщению детей с самых ранних лет к устному народному творчеству,

- практическое обучение родителей методам и приемам речевого развития детей,

- привлечение родителей воспитанников к взаимодействию с детским садом по оснащению развивающих центров группы и участию в разных видах совместной деятельности.

Решение поставленных задач осуществлялось путем организации разных видов взаимодействия воспитателей группы с семьями воспитанников в процессе:

- коллективного взаимодействия (консультации, творческие встречи, участие в праздниках и развлечениях группы);

- адресно (выполнение отдельных творческих заданий);

- индивидуально (работа логопеда с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции в области речевого развития).

Работа осуществлялась с учетом форм и методов, подобранных дифференцированно с учетом материалов диагностики. Например, в решении задачи повышения педагогической культуры родителей воспитанников, в том числе по осознанию ими важности личной роли, одной из наиболее эффективных форм явились индивидуальные консультации родителей и выступления на родительском собрании. Выступления всегда вызывали интерес и дискуссии по заявленным темам.

Для реализации задачи речевого развития детей на материалах устного народного творчества взаимодействие родителей и педагогов становится особенно актуальным, поэтому родители активно вовлекались в совместную с педагогами и детьми группы деятельность (создание выставок, участие в праздниках и развлечениях, оказание консультативно-рекомендательной помощи родителям по развитию у детей интереса к устному народному творчеству). В решении проблемы повышения педагогической культуры родителей, неохотно отзывающихся на участие в мероприятиях ДОУ, были задействованы следующие информационно-просветительские методы взаимодействия с родителями (выставки рисунков детей по пословицам, поговоркам, оформление папок-передвижек).

Таким образом, для реализации задачи повышения педагогической культуры родителей были использованы разнообразные формы коллективного взаимодействия педагогов детского сада с семьями, в сочетании с индивидуальной адресной педагогической поддержкой отдельным родителям. Вследствие этой работы, выросло число родителей, заинтересованных принимать участие в мероприятиях детского сада по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Итоговым мероприятием, отражающим согласованность в работе родителей и педагогов, стал круглый стол «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка», в ходе которого участники единодушно продемонстрировали важность и понимание использования устного народного творчества в речевом и художественно-эстетическом развитии детей.

Содержание работы по направлению «педагоги-дети» базировалось на материалах О.С.Ушаковой «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», О.А.Соломенниковой «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством», Л.Б.Фесюковой «В мире мудрых пословиц», которые применялись в организованной деятельности детей на занятиях, для чтения, бесед и игр.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме на занятиях и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-  активное включение в образовательный процесс детей;

-  максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Алгоритм развития речи детей на основе материалов устного народного творчества на формирующем этапе предусматривал следующие направления:

1. проведение специальных занятий с детьми (пересказ и рассказывание сказок, составление рассказов на темы пословиц и скороговорок, ознакомление с малыми фольклорными формами, знакомство с историей русского костюма, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; рисование «Мой любимый сказочный герой», «Пословицы и поговорки русского народа, «Пошла Маня на базар…», оформление альбомов);

2. Организация жизнедеятельности дошкольников в детском саду, способствующих закреплению знаний об устном народном творчестве в практической деятельности: самостоятельной художественной деятельности (раскрашивание иллюстраций пословиц, загадок, скороговорок, сказок, оформление альбомов), самостоятельной игровой деятельности (например, лото «Поговорки-цветочки, пословицы - ягодки»), работу в центрах «Театр» (инсценировки потешек, пестушек), развлечения «В гостях у бабушки Загадушки», участие в викторине по русским сказкам, дидактические и подвижные игры, беседы.

3. Выполнение воспитанниками совместно с родителями в домашних условиях творческих заданий, поручений при педагогической поддержке (изготовление фигурок и пошив костюмов для театрализованной деятельности, придумывание вместе с детьми загадок, оформление альбомов и коллажа).

4. Организация совместных мероприятий с привлечением детей и родителей при педагогическом руководстве, совместные праздники по народному календарю (праздник «Широкая Масленица).

5. Совместная деятельность родителей с детьми в реальной жизни (семейные экскурсии в музей декоративно-прикладного искусства и краеведческий музей).

Для педагогов ДОУ был проведен ряд консультаций с целью развития представлений о возможностях использования фольклора в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов.


Диаграмма 2.


 

Как видно из диаграммы 2, экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на сорок процентов. Соответственно количество детей со средним уровнем развития увеличилось на 30%, с высоким уровнем развития на 10% процентов.

В процессе работы были замечены и другие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок;

- родители стали активнее использовать малые формы фольклора в речевом развитии детей дома (разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, больше времени уделяют чтению сказок).

Исходя из анализа проделанной работы, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.

Таким образом, если будет организована систематическая работа со старшими дошкольниками по развитию речи средствами малых форм фольклора, если малые формы фольклора будут  доступны пониманию и осознанию детей, то старшие дошкольники не только смогут усвоить родной язык, но и более совершенно овладеть речью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Использование фольклора в речевом развитии дошкольников"

Автор: Паршина Анна Владимировна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация.Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-formy-priobshchieniia-doshkol-nikov-k-dietskoi-subkul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "238696"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444635893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства