Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальной организованной учебной деятельности в дошкольной организации»»
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальной организованной учебной деятельности в дошкольной организации»
«Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» Н.А.Назарбаев
Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед дошкольными организациями стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья дошкольников, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в организованную учебную деятельность.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как же можно улучшить здоровье малышей на занятиях по музыки с применением здоровьесберегающих технологий?
Занятия музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.
Особенностью музыки является организация разных форм музыкальной деятельности дошкольников. Каждое занятие музыкой содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Задача педагога не только формировать музыкальные способности– создать условия для сохранения здоровья дошкольников, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
На организованной учебной деятельности по музыки применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
•Музыкотерапия
•Вокалотерапия
•Ритмотерапия
•Фольклорная арттерапия
Музыкотерапия. Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.
Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье; усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность.
Я как музыкальный руководитель стараюсь подбирать музыкальные произведения, чтобы добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности детей на организованной учебной деятельности.
Произведения В.Моцарта и Й. Гайдна улучшают память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение.
На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно. Музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.
В детском саду музыка необходима детям в течении всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач дошкольной организации должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей и их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
На занятиях музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Вокалотерапия.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья дошкольников.
Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. Например, в песне «Почему медведь зимой спит» на слова А.Коваленкова, музыку Л. Книппера.
1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь); 2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге).
Следующая технология – Ритмотерапия.
Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.
Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.
На своих занятиях провожу такие музыкальные физминутки, как:
1. Если нравится тебе, то делай так /хлопаем/
Если нравится тебе, то делай так /топаем/,
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.
2. Меняем движение. Например: прыгаем.
3. Меняем движение. Например: топаем.
4. Меняем движение. Например: хлопаем.
5. Все движения повторяем по очереди.
Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект.
Детский фольклор необходим в работе воспитателя и музыкального руководителя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках- жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми используются разнообразные виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Использование детского фольклора в играх, является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей.
Литература:
1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении В.Г. Алямовская Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
2.Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. А. Г. Назарова, — Санкт-Петербург, 2005.
3 Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения. О. Н. Арсентьевская, — Волгоград, 2011.
4.Т. Э. Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. — М.,2001
5. З. Я. Роот. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста.
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.