kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада"»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Для чего нужна компетенция?

Для чего нужна компетенция?

  • Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.
Понятие «компетенция»

Понятие «компетенция»

  • Образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами как в традиционных, так и в нестандартных ситуациях;
  • Заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. В. Хуторской);
  • Образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Ф. Зеер);
  • Интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач (Ю. Г. Татур);
  • «Содержание» компетентности: знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности. (Д. Г. Арсентьев).
Ж. Делор Французский политический деятель сформировал следующие компетенции личности: научиться познавать делать жить вместе жить

Ж. Делор

  • Французский политический деятель сформировал следующие компетенции личности:

научиться познавать

делать

жить вместе

жить

На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как 5 ключевых , которые должны приобрести молодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:

На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как 5 ключевых , которые должны приобрести молодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:

  • политические и социальные компетенции;
  • компетенции, связанные с жизнью многокультурном обществе;
  • относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
  • связанные с ростом информатизации общества;
  • способность учиться на протяжении всей жизни в контексте как профессиональной, так и социальной жизнедеятельности.
Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют :

Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют :

  • когнитивную компетенцию , предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые знания;
  • функциональную компетенцию (умения), а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или в социальной деятельности;
  • личностную компетенцию , предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
  • этническую компетенцию , предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Классификация компетенций, представленная И. А. Зимней , обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:

Классификация компетенций, представленная И. А. Зимней , обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:

  • Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др.);
  • Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);
  • Компетенции относящиеся к деятельности человека (разные виды деятельности – игра, учение, труд, познавательная деятельность, компетенции информационных технологий и др.).
В. И. Байденко предполагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:

В. И. Байденко предполагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:

  • Общие компетенции (социальное взаимодействие, системно-деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная деятельность);
  • Профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использования теоретических основ профессиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);
  • Академические компетенции (владения терминологией и методологией в определённой сфере знаний).
А. В. Хуторской предполагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвития личности на протяжении всей жизни:

А. В. Хуторской предполагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвития личности на протяжении всей жизни:

  • ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;
  • общекультурные ;
  • учебно-познавательные ;
  • информационные , обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;
  • коммуникативные , которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;
  • социально-трудовые , обозначающие владение знаниями и опытом в сфере гражданской общественной деятельности;
  • импетенция личностного самосовершенствования , направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:

Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:

  • личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
  • когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
  • социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
  • профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:

Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:

  • личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
  • когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
  • социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
  • профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Отличительные особенности деятельности воспитателя:

Отличительные особенности деятельности воспитателя:

  • Основная задача педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста - развития (не обучение) ребенка;
  • Образовательный процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависит от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;
  • Одно из основных направлений в работе педагога в дошкольном образовании это организация и руководство различными видами детской деятельности : игровой, трудовой, двигательной - что требует особых умений.
Л. Г. Семушина , разработавшая профессиональную программу воспитателя детского сада, на основе анализа содержания педагогической деятельности выделила его основные функции: охрана жизни и здоровья детей; планирование воспитательно-образовательной работы; осуществление воспитательно-образовательного процесса; организационно - хозяйственная функция;  педагогическое просвещение родителей;  самообразование. Очень важно самостоятельно спонтанная деятельность общения организация предметно-пространственной среды необходимы для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей это сможет организовать педагог у которого сформированы особый специальной компетенции.

Л. Г. Семушина , разработавшая профессиональную программу воспитателя детского сада, на основе анализа содержания педагогической деятельности выделила его основные функции:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • осуществление воспитательно-образовательного процесса;
  • организационно - хозяйственная функция;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • самообразование.

Очень важно самостоятельно спонтанная деятельность общения организация предметно-пространственной среды необходимы для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей это сможет организовать педагог у которого сформированы особый специальной компетенции.

Т. А. Сваталова выделяет следующие профессиональные компетенции:

Т. А. Сваталова выделяет следующие профессиональные компетенции:

  • коммуникативная компетенция - навыки педагогического общения, а также общие умение понимать других детей, педагогов и родителей;
  • информативная компетенция - умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;
  • методическая компетенция - отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическим и проектировочными способами деятельности;
  • развивающая компетенция - теоретические и практические представления о способах развития субъективной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;
  • ориентационные компетенции - направленные на формирование морально-ценностных установок воспитанников;
  • мобилизационная компетенция - теоретические и практические представления о способов активизации деятельности детей.
Компетенции можно разделить на несколько групп:

Компетенции можно разделить на несколько групп:

  • компетенции, связанные со способностями в общении и коммуникации;
  • компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;
  • компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;
  • компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;
  • компетенции готовности к использованию информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общение с родителями и коллегами.
Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования Компетенция Содержание Коммуникативная Готовность к составлению психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Когнитивная К личностно - развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества. Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. К осуществлению социально-коммуникативного речевого развития детей. К работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации. К непрерывному саморазвитию.

Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования

Компетенция

Содержание

Коммуникативная

Готовность к составлению психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Когнитивная

К личностно - развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества.

Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

К осуществлению социально-коммуникативного речевого развития детей.

К работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации.

К непрерывному саморазвитию.

Компетенция Содержание Мобализационная Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка. Проективно-прогнастическая Работа с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах. Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка. Способность к планированию деятельности детей с учетом создание условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды. Использовать недирективные методы в помощи ребёнку в сложной ситуации. К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.

Компетенция

Содержание

Мобализационная

Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка.

Проективно-прогнастическая

Работа с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах.

Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Способность к планированию деятельности детей с учетом создание условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды.

Использовать недирективные методы в помощи ребёнку в сложной ситуации.

К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.

Компетенция Содержание Диагностико-аналитическая Способность к регулярному наблюдению за развитием ребенка, сбору и анализу его действий и поступков. Информационная Готовность проводить диагностику развития ребенка с использованием обратной связи от собственных педагогических действий для планирования дальнейшей работы с детьми. Готовность использовать навыки работы с источниками информации, в том числе ИКТ для саморазвития, организации образовательной деятельности детей, интерактивного общения с семьями воспитанников, сотрудниками ДОО.

Компетенция

Содержание

Диагностико-аналитическая

Способность к регулярному наблюдению за развитием ребенка, сбору и анализу его действий и поступков.

Информационная

Готовность проводить диагностику развития ребенка с использованием обратной связи от собственных педагогических действий для планирования дальнейшей работы с детьми.

Готовность использовать навыки работы с источниками информации, в том числе ИКТ для саморазвития, организации образовательной деятельности детей, интерактивного общения с семьями воспитанников, сотрудниками ДОО.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему: "Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада"

Автор: Зимина Мария Олеговна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства