Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада"»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Для чего нужна компетенция?
Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.
Понятие «компетенция»
Образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами как в традиционных, так и в нестандартных ситуациях;
Заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. В. Хуторской);
Образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Ф. Зеер);
Интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач (Ю. Г. Татур);
«Содержание» компетентности: знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности. (Д. Г. Арсентьев).
Ж. Делор
Французский политический деятель сформировал следующие компетенции личности:
научиться познавать
делать
жить вместе
жить
На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как 5 ключевых , которые должны приобрести молодые европейцы для успешного взаимодействия с социумом:
политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью многокультурном обществе;
относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
связанные с ростом информатизации общества;
способность учиться на протяжении всей жизни в контексте как профессиональной, так и социальной жизнедеятельности.
Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют :
когнитивную компетенцию , предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые знания;
функциональную компетенцию (умения), а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или в социальной деятельности;
личностную компетенцию , предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
этническую компетенцию , предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Классификация компетенций, представленная И. А. Зимней , обобщает разные направления деятельности человека и состоит из нескольких блоков:
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др.);
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);
Компетенции относящиеся к деятельности человека (разные виды деятельности – игра, учение, труд, познавательная деятельность, компетенции информационных технологий и др.).
В. И. Байденко предполагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:
Общие компетенции (социальное взаимодействие, системно-деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная деятельность);
Профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использования теоретических основ профессиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);
Академические компетенции (владения терминологией и методологией в определённой сфере знаний).
А. В. Хуторской предполагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых гарантирует саморазвития личности на протяжении всей жизни:
ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;
общекультурные ;
учебно-познавательные ;
информационные , обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;
коммуникативные , которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;
социально-трудовые , обозначающие владение знаниями и опытом в сфере гражданской общественной деятельности;
импетенция личностного самосовершенствования , направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:
личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и профессионала:
личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Отличительные особенности деятельности воспитателя:
Основная задача педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста - развития (не обучение) ребенка;
Образовательный процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависит от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;
Одно из основных направлений в работе педагога в дошкольном образовании это организация и руководство различными видами детской деятельности : игровой, трудовой, двигательной - что требует особых умений.
Л. Г. Семушина , разработавшая профессиональную программу воспитателя детского сада, на основе анализа содержания педагогической деятельности выделила его основные функции:
Очень важно самостоятельно спонтанная деятельность общения организация предметно-пространственной среды необходимы для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей это сможет организовать педагог у которого сформированы особый специальной компетенции.
Т. А. Сваталова выделяет следующие профессиональные компетенции:
коммуникативная компетенция - навыки педагогического общения, а также общие умение понимать других детей, педагогов и родителей;
информативная компетенция - умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;
методическая компетенция - отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическим и проектировочными способами деятельности;
развивающая компетенция - теоретические и практические представления о способах развития субъективной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;
ориентационные компетенции - направленные на формирование морально-ценностных установок воспитанников;
мобилизационная компетенция - теоретические и практические представления о способов активизации деятельности детей.
Компетенции можно разделить на несколько групп:
компетенции, связанные со способностями в общении и коммуникации;
компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;
компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;
компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;
компетенции готовности к использованию информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общение с родителями и коллегами.
Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования
Компетенция
Содержание
Коммуникативная
Готовность к составлению психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Когнитивная
К личностно - развивающему взаимодействию со взрослыми и детьми с позиции сотрудничества.
Готовность к работе по формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
К осуществлению социально-коммуникативного речевого развития детей.
К работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
К работе в команде с другими сотрудниками образовательной организации.
К непрерывному саморазвитию.
Компетенция
Содержание
Мобализационная
Готовность к поддержке инициативности и самостоятельности ребенка.
Проективно-прогнастическая
Работа с детьми с разными образовательными потребностями, возможностями здоровья, в том числе в инклюзивных группах.
Готовность к работе по созданию индивидуальных маршрутов развития детей с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Способность к планированию деятельности детей с учетом создание условий для свободного выбора деятельности, развития образовательной среды.
Использовать недирективные методы в помощи ребёнку в сложной ситуации.
К осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях обновления образования, нестандартных педагогических ситуациях и др.
Компетенция
Содержание
Диагностико-аналитическая
Способность к регулярному наблюдению за развитием ребенка, сбору и анализу его действий и поступков.
Информационная
Готовность проводить диагностику развития ребенка с использованием обратной связи от собственных педагогических действий для планирования дальнейшей работы с детьми.
Готовность использовать навыки работы с источниками информации, в том числе ИКТ для саморазвития, организации образовательной деятельности детей, интерактивного общения с семьями воспитанников, сотрудниками ДОО.